Функция шаббат – Духовой шкаф Bosch CBG675BS1

Что Такое Функция Шабат В Духовке ~ Повседневные вопросы

Духовой шкаф с микроволновым режимом Siemens HM633GNS1.

Xарактеристики HM633GNS1.

Духовка Режим конвекции – как правильно

Функции HM633GNS1.

Активный растворитель жира Сименс для вытяжек, электронных и газовых плит, микроволновых печей, кухонной мебели, глиняной плитки, железных фильтров вытяжек. Изготовлено в Германии.

100 % свойства и после реализации!

2 года официальной гарантии от производителя на всю технику Bosch.

Все бытовые приборы Bosch выполняются с наибольшей щепетильностью, точностью и с внедрением качественных материалов. Это обещает производитель, предоставляя Для вас двухгодовую гарантию на все бытовые приборы Bosch.

на девайсы и запасные части гарантия не распространяется.

Сервисное сервис в протяжении всего срока службы устройства.

Даже после того, как истек срок гарантии на обретенный Вами бытовой устройство, сервисные центры всегда посодействуют: Вы с уверенностью сможете положиться на компетентное сервис и лучший сервис в протяжении всего срока службы

бытовой техники Bosch. И все это, начиная с инструкции по эксплуатации и заканчивая ремонтом прибора.

На качество авторизированных сервисных центров Bosch Вы можете положиться.

Надежно, компетентно и быстро: сервисная служба от Bosch.

Компания Bosch всегда отслеживает уровень удовлетворения своих клиентов сервисным обслуживанием, которое предоставляется авторизированными сервисными центрами Украины. По итогам данных опроса по состоянию на 2011 год контрольные показатели составляют:

Сервисная поддержка и обслуживание интернет магазина my-Bosch.com.ua в городе Киеве:

Авторизированный сервисный центр Побуттехсервис – гарантийное и послегарантийное обслуживание квалифицированными мастерами, подключение бытовой техники Bosch

, продажа запасных частей и аксессуаров к бытовой технике Bosch.

Адрес: ул. Нижний Вал, 33-Г, оф.27.

Тел.: (044) 462-52-92, 462-50-05, 599-71-23, 238-30-99.

Факс: (044) 462-52-92.

Доставка бытовой техники Bosch по Киеву.

Заказ на общую сумму от 1500 гривен – БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА техники Bosch по Киеву Заказ на общую сумму до 1500 гривен – 50 грн. по Киеву Доставка по Киеву и области осуществляется непосредственно в квартиру, офис или любое удобное для Вас место. Подъем на этаж, при наличии лифта (для габаритных приборов – наличии грузового лифта) БЕСПЛАТНО Ручной подъем на этаж (при отсутствии лифта, либо единица техники в упаковке не входит в лифт) рассчитывается по прейскуранту.

Мелкая бытовая техника.

Плита, духовой шкаф, вытяжка.

Стиральная машина 45 см.

Стиральная машина 55-65 см.

Холодильник до 100 кг.

Холодильник свыше 100 кг.

Холодильник свыше 200 кг.

Доставка бытовой

техники Bosch по Киевской области.

Тариф доставки по Киевской области – 10 грн/км от черты города.

Доставка бытовой техники Bosch по всей территории Украины.

Доставка по территории Украины за наличный расчет производится без предварительной оплаты . Оплата происходит непосредственно при получении товара в Вашем городе от представителя курьерской службы.

Доставка по территории Украины за безналичный расчет производится только после полной предоплаты.

Адресная доставка техники Bosch курьерской службой МОСТ ЭКСПРЕСС.

Доставка в любой населенный пункт по Украине в течение 2-4 рабочих дней.

Вы самостоятельно определяете адрес, куда должна быть доставлена Ваша покупка: домой, в офис или ближайшее отделение компании.

На следующий день после отправки заказа с Вами свяжется представитель компании с которым у Вас будет возможность согласовать удобные время и место получения покупки! Отслеживайте движение вашего заказа с помощью он-лайн ресурсов Мист Экспресс и ждете его прибытия.

Доставка заказа осуществляется по указанному Вами адресу по следующим тарифам:

Фактический вес заказа в упаковке.

от 5,01 до 10 кг.

от 10,01 до 20 кг.

от 20,01 до 30 кг.

от 30,01 до 50 кг.

свыше 50 кг, за каждый последующий кг.

Оплата за услуги транспортной компании.

0,5 % от стоимости заказа, но не меньше 2 грн.

Услуга за обратную пересылку денежных средств.

1,0 % от стоимости заказа 5 грн.

Доставка курьерской службой НОВА ПОШТА.

Оплата за доставку и услугу наложенного платежа по действующим тарифам курьерской службы Новая Почта.

Расчет стоимости доставки можно расчитать на сайте Новой Почты.

Адреса отделений Новой Почты по всей территории Украины.

Доставка курьерской службы АВТОЛЮКС.

Оплата за доставку и услугу наложенного платежа по действующим тарифам курьерской службы Автолюкс.

Расчет стоимости доставки в одно из отделений Автолюкса Вашего города можно расчитать на сайте компании.

Самостоятельный вывоз.

Забрать Ваш заказ Вы сможете так же и самостоятельно в офисе нашего магазина по адресу: город Киев, улица Сагайдачного, 12.

Для этого нужно предварительно оформить заказ для подвоза.

Тезисы

Духовой шкаф Bosch CBG675BS1. Шабат, шалом!. У духовки Bosch CBG675BS1 есть одна очень необычная функция Bosch CBG675BS1. Шабат, В этой духовке. Духовой шкаф с функцией микроволновки:. Обзор духовых шкафов. Если в духовке У некоторых духовок имеется функция включения что такое пылесос. Полезные статьи | bosch-ukraine. В жизни есть более Функция Assist Такое максимально точное измерение гарантирует. Медленноварки: выбор модели, возможности. И большой плюс – что кастрюлю чем в тефлоновой посуде готовить, разница есть. База бытовой техники – Есть Всё!. в духовке Дисплей с индикацией температуры

Функция “Шабат что такое. B45CR22N0R. CircoTherm®: уникальная система обдува горячим воздухом, благодаря которой можно готовить на 3х. Выбор плиты. : potrebitel_il. Я тут уже спрашивала недавно, но мне, в основном, посоветовали старые и проверенные модели. Что можно готовить в мультиварке |. но вот пиццу лучше готовить в духовке что в ней пятницу в субботу у них шабат. ru Хлеб в хлебопечке – Свободная женщина. Но я его пеку в духовке, Что такое у кого такая функция в хлебопечке имеется.

Похожие вопросы

kartaklada.ru

Функция шаббат в духовке что это – Популярные диеты

У исповедующих иудаизм есть запреты, которые православным людям могут показаться странными и даже диковинными. В их числе – зажигание света. По этой причине нельзя открывать холодильник, ведь в этом случае включается подсветка. То же касается духовки.

В шаббат работать нельзя: включать, выключать свет, разогревать пищу, убирать квартиру, водить авто… все это труд.

Но производители бытовой техники нашли выход из ситуации – они внедрили режим «Шаббат». В этом случае отключаются дисплеи, деактивируется подсветка и даже звуковые сигналы. Однако, сам прибор остается при этом в рабочем состоянии.

Что такое функция Шаббат в духовке? Она позволяет отмечать субботу, не нарушая заповедей, путем поддержания постоянной температуры в течение 3-х суток. При этом отключаются лампы, внутренний вентилятор и дисплей.

Таким образом, функция Шабат – это фактически временное отключение подсветок и дисплеев, а пища в духовых шкафах с такой функцией не разогревается в субботу, а сохраняется теплой благодаря заблаговременному подогреву. Она предусмотрена преимущественно для бытовой техники таких премиальных брендов, как Miele, Liebherr, Bosch, Siemens и пр.

Что интересно, не у всех моделей бытовой техники режим «Шаббат» работает в соответствии с еврейскими правилами. Поэтому есть специальный сертификационный орган Star-k, который следит за соблюдением канонов и на своем сайте публикует актуальный список холодильников и духовок, у которых субботний режим работы не противоречит религиозным правилам.

По данным Star-k, специальный «субботний» режим работы сертифицирован для таких холодильников:

— Liebherr ECBN 6156 PremiumPlus BioFresh NoFrost

— Liebherr CBNes 6256 (CBNes 62560)

— Liebherr CBNPbs 4858

— Miele KFN 29683 D BRWS

— Smeg RF396LSIX

— Miele KD 28032

Духовки с функций Шаббат:

— Bosch CBG675BS1

— Bosch HBG633TW1

— BOSCH CMG636BB1

— Siemens HM633GNS1

— NEFF B46W74NO

— Neff B47VR22N0

— Smeg SFP6925XPZ



Source: vidido.ua

marmolesreynoso.com

Что такое шаббат

Панорама Иерусалима

Чем больше старинных традиций, тем самобытнее и интереснее страна. Израиль в этом плане настоящее Эльдорадо. Обязательно стоит побывать в Иерусалиме в пятницу после захода солнца. Город мгновенно преображается и остается таковым до захода солнца в субботу. Это время шаббата – седьмого дня недели, когда Тора рекомендует воздержаться от работы. Раньше существовало 39 видов запрещенных работ, но с развитием технологий их число увеличилось. Сейчас, например, в шаббат нельзя нажимать кнопки вызова лифта, набирать номер телефона или водить автомобиль.

На шаббат в Иерусалим

Едва солнце заходит за горизонт, западная часть Иерусалима будто вымирает – с улиц исчезают прохожие и автомобили, закрываются магазины и рестораны. Отели по-прежнему принимают гостей, но с некоторыми особенностями. В этот день в Святой город приезжает немало верующих не только со всего Израиля, но и других стран мира. Вечером в лобби царит атмосфера праздника – всюду можно увидеть людей в черных широкополых шляпах, черных костюмах и черных ботинках. Ярко выделяются белоснежные сорочки и белые носки. Дети одеты столь же нарядно, как и взрослые. Если такие гости преобладают, в гостинице строго соблюдают правила шаббата.

Так одеваются в шаббат

Например, за стойкой регистрации никого нет, и оформить номер, рассчитаться за него можно лишь в служебном помещении – подальше от глаз. Часть лифтов в гостинице становятся «шаббатными». Поскольку правила запрещают нажимать кнопки, лифт просто-напросто останавливается на каждом этаже и автоматически открывает двери. Это позволяет соблюдать традиции, но увеличивает время перемещения. Для неверующих имеются обычные лифты, которые подчиняются нажатию кнопок.

Число детей в семье начинается с четырех

Очень интересна традиция субботней трапезы. В это время отельные рестораны полны гостей – свободные места можно найти с трудом. Еврейские семьи большие – число детей, как правило, начинается с четырех. За столами также присутствуют родственники, поэтому народу много. Церемония начинается с освящения дня над бокалом виноградного сока или шаббатного вина, напоминающего кагор. Благословение произносит глава семьи.

Кружка для омовения рук

Еще одним необычным элементом субботней трапезы является омовение рук. Все поочередно подходят к рукомойнику. Вымыть руки перед едой – это естественно! Но делают это особым образом. Руки моют не под струей воды, текущей из крана, а из особой кружки с двумя ручками. Правой рукой берут кружку за правую ручку, набирают в нее воду из-под крана и ополаскивают левую руку. Потом процедуру умывания повторяют с правой рукой. Смысл двух ручек в том, что левая всегда чистая, поскольку ее берут левой, уже омытой, рукой. В результате, обе руки становятся чистыми. После омовения следует вытереть руки, произнося при этом: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Халы

Во время вечерней трапезы на столе должны стоять плетеная корзина с халами (праздничная булка-плетенка), две бутылочки (с виноградным соком и вином) и блюда шаббатного меню. В отношении меню строгих правил нет. Важно соблюдать правила кашрута.

Шаббатное меню может быть вполне разнообразным. Перец на гриле

Проблемы могут возникнуть в субботу утром, и связаны они с тем, что правила шаббата запрещают разжигать огонь, а значит, невозможно приготовить горячий завтрак. Однако выход из положения был найден – завтрак готовят с пятницы, до захода солнца! Например, йеменские евреи готовят джахнун – тугие рулеты из тончайшего слоеного теста. Рулеты кладут в кастрюлю (в пятницу!) и томят в духовке от 8 до 12 часов! Сюда же, в кастрюлю, кладут сырые яйца в скорлупе.

После длительной термической обработки яичный белок приобретает становится коричневым. Джахнун тоже имеет золотисто-коричневатый цвет и слегка сладковат на вкус. Рулеты едят с соусом из нашинкованных помидоров и схугом – йеменской острой приправой на основе острого перца и чеснока. Блюдо получается очень сытным. Проверено на себе! Кстати, джахнун — обязательное субботнее блюдо в израильской армии.

Автор благодарит Министерство туризма Израиля за приглашение посетить страну

Поддержать нас ссылкой:

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Один ответ к статье ‘Израиль. Полный шаббат’

foto-travel.net

Что такое Шаббат? – Практика иудаизма

Шаббат – отдых

Шаббат – это остров спокойствия в круговороте хлопот, беспокойства, борьбы и невзгод, который характеризует нашу повседневную жизнь в течение остальных шести дней недели. Каждую неделю приблизительно на 25 часов мир буквально замирает: бизнес закрыт, автомобиль стоит в гараже, телефон не звонит, радио, телевизор и компьютер отключены, заботы материальной жизни скрываются за пеленой забвения. Прекращая свою созидательную причастность к физическому миру, мы фокусируемся на нашем внутреннем мире – на семье, друзьях, на нашей внутренней сущности, нашей душе.

Шаббат – осознание

В Шаббат мы вспоминаем, что не можем делать с миром все, что нам заблагорассудится, поскольку он не принадлежит нам, а является творением Б-га. В Шаббат мы также вспоминаем, что Б-г вывел нас из Египта и повелел, чтобы мы никогда не были рабами земных хозяев: наша работа, финансы и материальные занятия – это лишь инструменты, средства достижения нашей Б-жественной цели, но не властители нашей жизни.

Шаббат – самоидентификация

Шаббат – это невеста Израиля, неразлучная с еврейским народом. Это – один из самых лучших путей проявить наше еврейство и передать его нашим детям. Мы остались верными Шаббату в любых странах, культурах и обстоятельствах в течении всей нашей четырехтысячелетней истории – и в славные дни Соломона, и в черные ночи Инквизиции. И эта преданность в свою очередь явилась средством сохранения нашей еврейской идентификации. Или словами известного еврейского автора: “Даже больше чем евреи хранили Субботу – Суббота хранила евреев.”

Шаббат – наслаждение

Шаббат – это вкусная трапеза, роскошный стол, мерцание свечей, сладкое пение, наслаждающий сон. В течение недели удовольствие от жизненных радостей сопряжено с определенной проблемой: мы – физические существа в физическом мире, и должны быть всегда настороже, чтобы удовольствия не привели нас к деградации. Но в Шаббат и душа и тело вознесены на более высокую, более духовную ступень, и наслаждаться Субботой, вкушая пищу, напитки и комфорт – это мицва, Б-жественное деяние.

Шаббат – духовность

Шаббат – это душа недели. Идея, оживляющая ее и задающая ей направление. Как учат мудрецы Каббалы, в Шаббат все свершенной в течении всей предыдущей недели достигает своего полного осуществления и возвышения, и Суббота же дает благословение всем свершениям наступающей недели. Соблюдение Шаббата обеспечивает благословение Всевышнего на успех в течение всей недели, и наделяет целесообразностью и смыслом наше повседневное существование.

Шаббат – вкус Грядущего Мира

“В то время не будет ни голода ни войн, ни зависти ни соперничества. Все будет в изобилии, и самые изысканные яства будут доступны, как пыль. Все устремление мира будет лишь к тому, чтобы познать Б-га”. Так пророки и мудрецы Израиля описывают Эру Избавления – “седьмое тысячелетие”, которое будет конечной реализацией и исполнением шеститысячелетней истории человечества и усилий превратить этот мир в “жилище Б-га”. Каждую неделю Шаббат дает нам почувствовать вкус этого будущего мира.

Но подобно тому, как вкус любого деликатеса, сколько его ни описывай, нельзя понять, самостоятельно его не испытав, – так же и с сутью Шаббата. В конечном счете, самый правильный ответ на вопрос, что такое Шаббат, – это “Попробуйте!”

ru.chabad.org

Реальное существование — Шабат — читать онлайн | Акива Татц

Почему мы нуждаемся в Шаббате каждую неделю, а в других праздниках лишь раз в год? По всей видимости, Шаббат представляет особую ценность для нашей души; он дает ей важный урок, требующий столь частого повторения.

Шаббат занимает центральное место в Торе и еврейской жизни. Поэтому он должен отражать ту фундаментальную схему, которую мы изучаем. Неделя начинается и заканчивается Шаббатом — вдохновенное начало, неделя труда и вдохновенное завершение недели: от святого — к будничному и опять к святому.

Каков смысл этого недельного цикла? Какие энергетические источники питают его и как можно их использовать? Почему мы нуждаемся в Шаббате каждую неделю, а в других «моадим» (праздниках) лишь раз в год. По всей видимости, Шаббат представляет особую ценность для нашей души; он дает ей важный урок, требующий столь частого повторения.

***

 

В Шаббате заложено множество идей, но, пожалуй, самая распространенная из них гласит, что этот день представляет собой конечную точку, «тахлит» процесса. Недельные будни — это период работы, строительства. В Шаббат строительство прекращается, и мы начинаем осознавать его значение, испытываем чувство удовлетворенности тем, чего достигли. Шаббат — это не просто отдых, бездействие. Это празднование успешно завершенной работы. Вместе с Шаббатом Тора всегда упоминает шесть дней работы. Идея ясна: Шаббат приходит только после работы, благодаря ей.

Каждый процесс должен иметь завершение, наполняющее его смыслом. Если работа не дает результата, значит, это глупая, никому не нужная работа. Когда изобретатель создает машину, которая полностью себя обслуживает — обеспечивает себя топливом, смазывает и чистит свои детали и узлы, его хвалят: он создал умную машину — но при условии, что она производит что-то полезное, ценное. Машина, занимающаяся только обслуживанием своих нужд, никому не нужна, попросту абсурдна.

Результат оправдывает затраченные усилия; конечная точка оправдывает весь процесс. Чувство свободы и беззаботности, расслабленность, которые охватывают нас в конечной точке, это прямое следствие чувства удовлетворения от осознания того, что работа завершена. Шаббат прекрасен, когда недельный труд подошел к концу и дал реальные плоды — тогда мы испытываем полное расслабление и истинное наслаждение.

Мудрецы говорят, что «талмид хахам», знаток Торы, достоен имени «Шаббат». Что означает это странное на первый взгляд определение? Речь идет вот о чем. Тора — это конечный пункт; весь мир был создан лишь для того, чтобы раскрыть правду Торы. Тору учат ради нее самой, а не как средство достижения иной цели. Она — не средство, она — сама цель. Поэтому человек, правильно изучающий Тору, впитывающий в себе ее знание, как будто излучает ауру Шаббата. Всем своим обликом он выражает «тахлит», идею осуществленной цели. Отсюда мы видим, что между Торой и Шаббатом существует глубокая связь.

Шаббат учит нас, что всякая работа должна иметь цель. Путешественник не просто блуждает — он идет к намеченной цели. Одна эта мысль заслуживает еженедельного повторения. Нам надо постоянно напоминать, что каждое действие должно преследовать цель, ориентироваться на реальный и значимый рост. Ни одна коммерческая фирма не управляется наобум — администрация стремится вести дела по определенному плану, ставит цели и стремится к их достижению. Наша жизнь заслуживает, по крайней мере, не менее четкого, планомерного управления.

***

 

Но это еще не все. Мы не только начинаем каждую неделю отдохнувшими и воодушевленными после Шаббата и стремимся прийти к более возвышенному, более совершенному состоянию семь дней спустя. Следует также помнить, что по той же схеме развивается вся наша жизнь: человек рождается из высоких сфер; ему дается время для духовной работы, чтобы давать и добиваться, но в конечном итоге, он стремится к возвращению в высшие миры с послужным списком тяжелого прижизненного труда. Эта жизнь — и есть трудовая неделя, а отдых придет с наступлением главного Шаббата. Шаббат возвращается к нам каждую неделю, чтобы научить нас этому важному принципу: в конце концов, рано или поздно, завершится период трудовой деятельности и начнется долгий Шаббат.

Мы часто предаемся иллюзии бессмертия; нам порой кажется, что мы будем жить вечно. Но проходят семь дней, всего семь, и нам говорят: помни Шаббат.

***

 

Вдумаемся в это положение. У Шаббата и мира грядущего («олам а-ба») много общего. Мы готовимся к Шаббату в эрев-Шаббат, пятницу, и это очень похоже на то, как готовят умершего человека к последнему пути в могилу: ему стригут ногти, его моют и облачают в белый саван. Мы заранее готовимся к Шаббату: ведь к закату солнца все приготовления должны завершиться. Когда наступает Шаббат, мы прекращаем всякую творческую, созидательную деятельность в физической сфере. Это означает также, что после окончательного перехода из этого мира в Мир грядущий, уже ничего нельзя ни исправить, ни дополнить; строительство и подготовка завершаются на этом рубеже. В Мире грядущем «нешама» вынуждена оставаться на том уровне, которого она достигла при жизни. Радость нового бытия происходит от осознания, что твой прижизненный труд дал реальные плоды. Там человек остается лицом к лицу с собственной истинной сущностью; никакие иллюзии, никакой фасад не закроют от него реальность. Там проявляется все, что было заложено в его личность. Он лишается строительного сырья, которым пользовался в физическом мире, и с ним остается лишь сама «прибавка», те изменения, которые были достигнуты с помощью этого сырья. Такова главная сущность Мира грядущего.

С другой стороны, попав в Мир грядущий, мы испытываем невыносимую боль от ощущения нехватки — нехватки тех элементов души, тех личных качеств («мидот»), тех возвышенных свойств, которые мы могли приобрести, должны были приобрести еще при жизни. Здесь все очень просто: мы воспринимаем себя, свое истинное положение без всякого буфера, без защитных барьеров.

Такова сущность главного Шаббата. Вся деятельность замирает, возникает чувство завершенности, и человек видит перед собой результаты своего прижизненного труда. То, что было заранее подготовлено, становится реальным. То, что не было подготовлено, теряется навеки. Новый мир похож на путешествие в открытом океане: до берега далеко, и мы пользуемся лишь той провизией, которой запаслись перед отплытием. Продуктов, которые мы не взяли с собой, у нас попросту нет.

***

 

Можно продолжить эту параллель. Одна из замечательных особенностей Шаббата состоит в том, что в этот день все вещи остаются такими, какими они были в момент его начала. Возьмем для примера «мукце» («мукце» — это предметы, которыми не пользуются в Шаббат, и поэтому их нельзя трогать). Предмет считается субботним «мукце», если он был «мукце» в момент захода солнца, даже если затем произошли какие-то изменения. Например, стол, на котором лежат предметы «мукце», сам считается «мукце», если эти предметы находились на нем с самого заката. Даже если они были потом каким-то образом удалены, стол остается «мукце» до окончания Шаббата. Вещи не меняют своей сущности в Шаббат, потому что Шаббат — сфера существования, а не становления, и после его начала статус вещей неизменен.

То же самое происходит и в Мире грядущем. Мистические источники утверждают, что там духовный статус человека остается таким же, каким был в момент его прихода из земной жизни. Не «средним арифметическим» всех жизненных взлетов и падений; речь идет о состоянии, зафиксированном лишь в последний момент. Как ни удивительно, это означает, что плохо прожитую жизнь можно исправить перед самой смертью; один такой момент может нейтрализовать все то плохое, что совершил человек за прожитые годы. (Мы вовсе не рекомендуем возлагать надежду на этот момент: может получиться так, что у грешника просто не будет возможности или не хватит способности сделать полную «тшуву» — искренне раскаяться за миг до ухода в Мир грядущий.) И наоборот, хорошо прожитая жизнь может быть основательно подпорчена, если человек изменит себе на последнем рубеже.

Один раввин так пояснил это положение. Жизнь похожа на урок гончарного дела. Человеку дается мягкая глина для лепки. По истечении отведенного времени глиняную фигурку ставят на конвейер, по которому она поступает в печь для обжига. После обжига фигурка приобретает законченную форму — никакие изменения, поправки уже невозможны. Если человек ленив и ничего не делает с глиной в выделенный срок, ему будет трудно сделать что-нибудь красивое в последние секунды перед отправкой на конвейер, но все, что он успеет сделать, застынет навечно. С другой стороны, если он старался, работал в поте лица, и у него получилось красивое изделие, ему надо быть осторожным, чтобы не испортить его в конце. Одно неловкое движение на заключительном этапе — и фигурка превратится в бесформенный ком глины; после обжига в ней не останется и следа тех усилий, которые затратил мастер.

При всей своей упрощенности этот пример очень точно отражает суть явления. Шаббат требует прекращения всякой работы и подготовки; физические предметы остаются в Шаббат такими, какими они были в момент его наступления. В конце жизни тоже прекращаются все изменения, развитие останавливается, и «нешама» застывает на пороге нового мира — статичная, неизменная.

Поэтому Шаббат настойчиво учит нас: не теряйте времени, непрерывно трудитесь, направляйте свою деятельность на верные цели, готовьтесь к долгому путешествию по жизни и, главное, всегда сохраняйте свою веру, даже (и особенно) в самом конце пути. Результатом этих усилий, наградой для вас будет вечный «онег Шаббат» — субботнее наслаждение, и «Шаббат менуха» — субботний покой.

***

 

Шаббат называют «ме-эйн олам а-ба» — отголоском Мира грядущего, малой долей испытываемых там ощущений. Согласно традиции, все духовные реалии имеют в нашем мире хотя бы одну физическую копию, дающую представление об этой реалии: иначе, без такой прямой связи, нам было бы гораздо труднее воспринимать абстрактные понятия. Сон — это одна шестидесятая часть смерти; сновидение — одна шестидесятая пророческого озарения. А Шаббат — это одна шестидесятая доля нашего состояния в Мире грядущем.

Почему именно шестидесятая? Что особенного в пропорции один к шестидесяти? Тот, кто восприимчив к духовным материям, оценит по достоинству следующее объяснение. Один к шестидесяти — это соотношение на грани восприятия. В законах кашрута (разрешенной и запрещенной пищи) есть общее правило, согласно которому запрещенные пищевые смеси по-настоящему запрещены лишь в тех случаях, когда добавка запретного компонента составляет более одной шестидесятой доли от общего количества. Если капля молока нечаянно попадет в мясное блюдо, это блюдо останется разрешенным для еды при условии, что этого молока будет меньше одной шестидесятой всего объема. При таком малом соотношении молоко невозможно ощутить на вкус в сочетании с мясом. Короче, галахическая граница установлена на рубеже вкусового ощущения.

Когда мы говорим, что в Шаббате заключена одна шестидесятая часть атмосферы Мира грядущего, мы имеем ввиду, что эта доля находится на границе вкусового ощущения. Если человек правильно соблюдает Шаббат, он наверняка почувствует вкус Мира грядущего. Если нет, этот вкус будет ему недоступен.

***

 

Но как ощутить этот высший вкус? Путем отказа от работы. Не от работы в смысле физического напряжения — такое представление о субботнем отдыхе глубоко ошибочно. В Шаббат надо прекратить созидательную деятельность, которая на святом языке называется «мелаха». Тридцать девять видов такой созидательной работы требовались для постройки Мишкана (Святилища) в пустыне. Каждая из этих работ обладает мистическим сходством с теми работами, которые Б-г совершал при Сотворении вселенной. Мишкан — это микрокосм, модель вселенной. Б-г отдыхал от Своей созидательной деятельности, и мы воздерживаемся от аналогичных действий. Наши недельные будни заполнены такими конструктивными действиями; суть Шаббата — в отказе от них. Мишкан представлял собой вместилище «кедуши» (святости) в пространстве. Шаббат — вместилище «кедуши» во времени.

***

 

Шаббат приходит к нам в конце недели. Но неделя им же и начинается. Шаббат — это начало и конец. Он открывает неделю как воплощение цели, идеала. Его сменяют недельные будни, заполненные работой. Но после будней приходит новый, более возвышенный Шаббат. То, что было целью, идеалом неделю назад, становится реальностью теперь. «Соф маасе ба-махшава тхила — Последнее в действии, первое в замысле».

Слово «берешит» (в начале) можно разложить на два слова: «ире шабат» — благоговение перед Шаббатом. Среда генезиса, зарождения жизни, содержит в себе среду вечности, а формулировка генезиса — это формулировка цели.

Говоря о Песахе как о начале периода счета омера, начале строительства, Тора называет его «Шаббатом». Песах в значении вдохновленного начала содержит в себе аспект Шаббата. Подобно тому, как Шаббат начинает неделю в роли ее трансцендентального истока, с Песаха начинается семинедельный период счета дней, устремленный к Шавуоту, высшему источнику духовности. Вот почему, говорит рабби Шмуэль Борнштейн из Сохачева («Шем ми-Шмуэль»), мы начинаем считать омер со второго дня Песаха, а не с первого: в первый день мы находимся в таком возвышенном состоянии, что нам не требуется никакого счета — это время естественного вдохновения. Лишь после его ухода мы должны приступить к самостоятельному строительству. Шаббату подходит определение «квиа ве-кайма» — он получил святость во времени еще в момент Творения и тем отличается от других «моадим», праздников, которые устанавливаются каждый раз заново по началу месяца. В Песахе тоже есть доля этого аспекта трансцендентальности — неслучайно Тора называет его Шаббатом.

Тора говорит о Шаббате сразу после описания строительства Мишкана, чтобы научить нас правильному соблюдению Седьмого дня: те самые работы, которые вы только что выполняли, строя святость Мишкана, должны быть прекращены в Шаббат для ощущения святости этого дня.

Но Тора упоминает Шаббат и раньше, до указаний по строительству Мишкана. Тем самым она учит нас, что Шаббат важнее Мишкана: не стройте его в Шаббат. Материальное сооружение — вторично; духовная цель — первична.

Цель ставится вначале и достигается в самом конце. Шаббат — это одновременно план и результат. Это жизнь недели, искра святости, оживляющая время.

***

 

Субботний отдых дает возможность для самоанализа. Чего я достиг за эту неделю? Стал ли я лучше, убежденнее, восприимчивее? Что конкретно я должен исправить, улучшить в себе? Это и есть ревизия души, честная конфронтация с самим собой. В ней также виден отблеск финального самоотчета, одного из главных переживаний, уготованных каждому из нас в Мире грядущем. Медитация Шаббата — это медитация существования, а не становления. Но из этого осознания возникает также «становление» следующей недели.

***

 

Шаббат завершается «авдалой», ритуалом отделения святого от будничного. «Авдала» имеет прямое отношение к нашей теме; из нее можно извлечь очень важный урок.

Шаббат уходит, неделя начинается. У нас возникает естественное чувство заброшенности, сиротливости: святость ушла, и мы погрузились в низшее состояние материальных будней. Вот почему мы нюхаем благовония во время «авдалы» — чтобы оживить увядающую душу.

Но здесь нам раскрывается более глубокая тайна: на церемонии «авдалы» мы пьем вино. Как уже отмечалось, вино символизирует духовный подъем. Что означает этот парадокс?

Здесь скрыта следующая мысль. Конечно, неделя начинается с печали — мы тоскуем по уходящему Шаббату, ощущая уход святости. В утешение мы нюхаем благовония. Однако наступающая неделя сулит нам новые возможности для продолжения строительства; она позволит нам поднять свой нынешний статус до уровня следующего Шаббата, который будет выше предыдущего: в нем отразится духовный труд предстоящей недели и рост, добавленный ко всем предыдущим этапам роста. Поэтому мы пьем вино. Это называется «йерида ле-цорех алия — снижение ради подъема», более высокий и более значительный подъем, чем прежде.

***

 

Шаббат тесно связан и с понятием «тшувы» (раскаянием, мицвой исправления прошлой ошибки). Переставив буквы в слове «Шаббат», мы получим корень «таш-шин-бейт», образующий слово «тшува». Шаббат отмечается в память о Творении; это возвращение к первичному идеальному состоянию, возвращение к Источнику. «Тшува» тоже означает возвращение — к состоянию чистоты, которое существовало до первородного греха, нарушившего баланс в мироздании. Но и это еще не все. Подобно тому, как каждый Шаббат создается путем погружения в трудовые будни из возвышенного состояния предыдущего Шаббата и воплощается в более высоких результатах работы в эту неделю, так и состояние «тшувы» в какой-то мере выше того первичного безупречного состояния, которое предшествовало грехопадению.

«Тшува», мотивированная и правильно осуществленная, обладает способностью трансформировать грех в заслугу. Этот кажущийся парадокс действует таким образом. До того, как человек согрешил, потенциал этого греха дремал в его личности. Он представлял собой ранее неизвестную и ничем не выраженную слабость, которая только ждала своего часа, чтобы выйти наружу. Греховное действие раскрыло эту слабость, проявило ее в личности. Получается, что до греха в человеке существовал серьезный дефект; он нес в себе порок. Возможность согрешить подтвердила его тайную склонность — в результате порок раскрылся и был затем нейтрализован.

Когда человек совершает искреннюю «тшуву», то даже оказавшись в положении, благоприятном для греха, и перед большим искушением, он не повторит этот грех. Дефект устранен. Грех раскрыл слабость, и «тшува» исправила ее. Получается, что грех был составной частью достижения нового уровня, на котором дефект характера, породивший грех, эффективно уничтожается. Получается, что сам грех был использован как средство роста — грех трансформировался в заслугу.

Это вовсе не значит, однако, что надо сознательно грешить ради использования описанного процесса. На самом деле, грех, совершенный преднамеренно с этой целью, блокирует путь к «тшуве». В идеале человек должен признать дефект своего характера, прежде чем тот проявит себя в грехе, и немедленно уничтожить его. Такой путь развития личности не приведет к ущербу от совершенного греха. И тем не менее, если дефект не был своевременно выявлен и исправлен и если он привел к греху, искренняя и полная «тшува» искупит его и даже обратит его в заслугу.

Еще раз проследим все этапы нашего идеального маршрута: состояние, не опороченное грехом; снижение к состоянию греха; и восхождение на новый уровень, более прочный и ясный. Получается, что снижение произошло «ле-цорех алия», ради возвышения.

***

 

Итак, мы видели, как в цикле Шаббата и будней ярко и убедительно раскрывается наша главная тема: высокое начало, снижение и потеря прежнего высокого уровня святости — но лишь для того, чтобы приступить затем к работе, дерзать и стремиться к новому подъему. Результат этой работы не замедлит сказаться: мы вернемся в сферу начала более высокого, более вдохновенного и разумного — ближе к финальному, высшему Шаббату, и будем лучше подготовлены к нему.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Шабат – это… Что такое Шабат?

  • шабат — суббота Словарь русских синонимов. шабат сущ., кол во синонимов: 2 • праздник (133) • суббота …   Словарь синонимов

  • ШАБАТ — (или шабот), шабата, муж. (тех.). Чугунное основание наковальни механического молота. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Шабат — м. 1. Чугунное основание наковальни механического молота Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • шабат — а; м. [от др. евр. sabbath суббота] В иудейской религии: обязательный субботний отдых. Соблюдать ш …   Энциклопедический словарь

  • Шабат — (Shabbat, Sabbath, иврит отдых), в иудаизме свящ. день недели, начинающийся вечером в пятницу и заканчивающийся с заходом солнца в субботу; в это время, согласно Четвертой заповеди, запрещена любая работа (либеральный иудаизм допускает… …   Народы и культуры

  • шабат — а; м. (от др. евр. sabbath суббота) В иудейской религии: обязательный субботний отдых. Соблюдать ша/бат …   Словарь многих выражений

  • Шабат, Борис Владимирович — Борис Владимирович Шабат Дата рождения: 9 июля 1917(1917 07 09) Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 23 июля 1987(1987 …   Википедия

  • Шабат, Борис Владимирович — (3.7.1917 23.7.1987) советский математик. Участник Великой Отечественной войны. Чл. КПСС с 1946. Род. в Москве. Окончил МГУ (1940). Д р физико матем. наук (1961), проф. (1963). Ученик М. А. Лаврентьева. В 1944 57 работал в Моск. энергетическом ин …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шабат, Ален — Ален Шаба Alain Chabat Дата рождения: 24 ноября 1958 (50 лет)(19581124) …   Википедия

  • Онег Шабат — Один из молочных бидонов, в котором хранилась вторая часть Архива Рингельблюма Ойнег Шабос (עונג שבת  Радость субботы …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Шаббат – это… Что такое Шаббат?

    Канун Шаббата. Субботний стол накрыт.

    Шабба́т (ивр. שַׁבָּת (шаба́т)‎, идиш שאַבעס (ша́бэс) от шабат — «покоился, прекратил деятельность»), в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

    Значение Шаббата

    Шаббат — седьмой день творения

    Согласно Пятикнижию:

    • Суббота была дана Всевышним в шестой день, когда был сотворён человек:
    И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
    • Ранее Всевышний благословил сотворённых Им рыб, животных и птиц (Быт.1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, Всевышний освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

    Шаббат — союз еврейского народа с Богом

    Согласно Пятикнижию, Шаббат — это знамение между Богом и Израилем:

    это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился
    … Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас»  (Исх.31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал».

    — http://www.machanaim.org/holidays/shabat/shabshal.htm

    Шаббат — не только «вечный союз» между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов»  (Ис.56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определенной мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.

    — http://www.machanaim.org/holidays/shabat/oshab.htm

    Отказ евреев от работы в Шаббат является, согласно Пятикнижию, напоминанием о седьмом дне творения и провозглашением Бога творцом мира.

    Шаббат — память об освобождении из египетского рабства

    Согласно Пятикнижию:

    • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
    • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Кроме того, таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.

    Связь с Храмом

    Согласно Пятикнижию, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в Шаббат. Таким образом Шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения Храма.

    Суть шаббата и суть его запретов

    Вовсе не любая работа запрещена в шаббат: физически тяжелое действие по передвижению мебели внутри квартиры может не быть запрещено, а действие физически легкое может оказаться под запретом. Таким образом понятие “работы” в субботу – понятие особое и вовсе не обязательно связанное с трудом в бытовом понимании этого слова. Какая же работа запрещена в шаббат? Работа, в которой проявляется творческое начало человека. На протяжении шести дней будней человек творит, изменяет окружающую его среду, владеет ею. Если этот поток рукотворчества не прервать – человек рискует забыть кто в этом “доме” хозяин. Поэтому в день седьмой – в субботу – иудей отказывается от власти над этим миром, “передает узды правления Творцу” и провозглашает своим “соблюдение субботы” кто здесь действительно хозяин.

    Суть иудаизма и роль шаббата в нем

    Иудаизм утверждает, что мир, сотворенный Творцом в первые шесть дней творения, не существует сам по себе, а продолжает твориться Творцом каждое мгновение. Отказываясь от творческой деятельности в субботу, еврей получает возможность стать частью мироздания, а не быть над ним.

    Запреты субботы ограничивают власть человека над миром. Тогда природа трансформируется из объекта в субъект. Мир перестает быть объектом удовлетворения потребностей человека и получает право на автономное существование, возвращаясь в руки Творца. В субботу каждое творение, даже самое малое, становится равным человеку, обретая право на существование, независимо от того, какую материальную ценность оно представляет для человека.

    ([[|Натан Т. Лопес Кардозо,«Вызов вечности».]][[s:#|]])

    Законы Шаббата

    Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата (смертная казнь у евреев выносилась во времена существования Храма и уже за сорок лет до разрушения Второго Храма выноситься перестала. Смертный приговор выносился особым судом, состоящим из 23 судей и только при выполнении очень строгих условий. Поэтому смертный приговор был редкостью и суд, который выносил смертный приговор хотя бы раз в семь лет назывался жестоким. Невынесение смертного приговора однако не означает безнаказанность, т.к. помимо смерти физической существует карет, означающий большой ущерб душе):

    Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный

    Встреча Шаббата

    Встреча Шаббата (ивр. קבלת שבת‎ каббалат Шаббат) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, ха́ла — традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино.

    Зажигание свечей

    Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. יום שישי‎). Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением: «ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

    С момента принятия евреем Шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода Субботы (ивр. מוצאי שבת‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ל”ט אבות מלאכה‎), включая зажигание и гашение огня.

    Запрещенные работы

    Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:

    • 01. Зореа (посадка растений).
    • 02. Хореш (пахота)
    • 03. Коцер (жатва).
    • 04. Меамер (связывание снопов).
    • 05. Даш (молотьба).
    • 06. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).
    • 07. Борер (сортировка).
    • 08. Тохен (помол зерновых).
    • 09. Мэракед (отделение зерен от примесей — мелких камешков, семян других растений и т. п.).
    • 10. Лаш (замешивание теста).
    • 11. Офе (выпечка хлебных изделий).

    Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по-мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие одиннадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

    • 12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
    • 13. Мелабен (отбеливание шерсти).
    • 14. Менапец (вычесывание шерсти).
    • 15. Цовеа (окрашивание шерсти).
    • 16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
    • 17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
    • 18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
    • 19. Орег (ткать).
    • 20. Поцеах (распускать ткань).
    • 21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
    • 22. Матир (развязывание узлов).
    • 23. Тофер (шитье).
    • 24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

    Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

    • 25. Цад (охотиться).
    • 26. Шохет (забивать скот).
    • 27. Мафшит (свежевать туши).
    • 28. Меабед (обработка, дубление кожи).
    • 29. Мемахек (разглаживание кожи).
    • 30. Месартет (раскроить)
    • 31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

    В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

    • 32. Котев штей отийот (написание двух букв).
    • 33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
    • 34. Боне (строительство).
    • 35. Сотер (разрушение построенного).
    • 36. Мехабе (тушение огня).
    • 37. Мавъир (разжигание огня).
    • 38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
    • 39. һа-моци мирешут лерешут (перенесение объектов из частного владения в общественное).

    Молитвы

    После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха» (ивр. מנחה‎), «Встреча Субботы» (ивр. קבלת שבת‎) и «Маарив» (ивр. מעריב‎).

    Освящение дня

    Освящение дня (ивр. קידוש кидуш, отделение, освящение‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:
    «ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы». Кроме того произносится еще одно длинное благословение, которое и является кидушем.

    По окончании субботы делают аналогичную процедуру, hавдалу (ивр. הבדלה hавдала, отделение‎), которая также является кидушем.

    Таким образом святой день шаббат отделяется от буден с обоих сторон.

    Омовение рук

    После освящения дня следует омовение рук (ивр. נטילת ידיים‎ нетилат ядаим). Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:
    «ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

    Трапеза

    На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

    Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:
    «ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

    Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

    Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так как по обычаю мудрецов Талмуда не принято есть мясо и рыбу вместе.

    См. также

    Ссылки

    dic.academic.ru