Когда в ссср появились холодильники – Интересные новости Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

База знаний: ремонт и запчасти холодильников.

Промышленные холодильники начали появляться в южных регионах Российской Империи в начале XIX века. Бытовые холодильники были единичны. Крупные холодильные склады работали на паровых машинах, холодильное оборудование было механическим. Также использовалась аммиачная компрессионная система. Холодильными помещениями начали оборудовать и транспорт для перевозки мяса и рыбы. Например, пароходы. Вскоре преимущества холодильного оборудования по достоинству оценили производители сыров, пивовары и поставщики провизии для армии. Для перевозки мороженого мяса на Дальний восток использовали пароходы-рефрижераторы, а во Владивостоке для нужд армии стартовало строительство так называемого «морозника» в соответствии с американскими образцами. Но все-таки промышленных холодильников было очень мало.


Серьезно подошли к налаживанию выпуска холодильного оборудования уже только во времена СССР – в начале 1930-х годов. Особенно остро встал вопрос о продовольственных запасах, на фоне голода в южных регионах страны. Именно тогда вопрос оборудования складов холодильниками, поставки нужного количества аммиака для них, а также снабжения складов бесперебойной электроэнергией приобрел государственную важность.


 


Однако полностью удовлетворить спрос на холодильники в промышленности так и не удалось. Поэтому в 1935 новый нарком пищевой промышленности Микоян отмечал нехватку холодильников. В том же году было закуплено 80 крупных холодильных агрегатов, а еще через год нарком Микоян отправился с визитом в США, при этом одной из важнейших целей стало как раз изучение опыта производства холодильников в этой стране.


 

Сохранились подробные описания промышленных американских холодильников за авторством Микояна. Он же отмечал, что в СССР нет производства также и бытовых холодильников, и в рамках визита постел завод холодильников General Electric, с конвейеров которого сходило более 100 000 единиц холодильной техники ежегодно. Вернувшись в СССР, нарком подготовил доклад для Сталина, в котором отмечал, что имеет смысл заняться выпуском бытовых холодильников в СССР. При этом подчеркивалось, что потребуется организация серьезного производства, так как холодильники хоть и бытовые, но представляют собой сложные агрегаты с автоматикой. Сталин не слишком увлекся этой идеей, сославшись на то, что в большинстве регионов страны длинная зима, когда холодильник вообще не нужен, а летом большинство населения привыкло хранить продукты в погребах или ледниках. Решающим был аргумент о том, что машиностроительные заводы загружены оборонными заказами, которые гораздо более приоритетны для страны.


 


Кстати, в официальном справочнике общества инженеров холодильников США, выпущенном в 1930-е годы, те самые бытовые холодильники General Electric не очень высоко оценивались. Отмечалось, что в их конструкции используются элементы, которые могут быстро выходить из строя. 


Так или иначе, в 1935 году все-таки были начаты разработки отечественных бытовых холодильников, которые велись на Харьковском тракторном заводе. В 1939 были выпущены опытные экземпляры, а до начала войны было произведено всего несколько тысяч бытовых холодильников. Курированием этого вопроса по-прежнему занимался Микоян. В своих воспоминаниях он отмечает, что вновь вернулся к вопросу о налаживании массового выпуска бытовых холодильников уже после войны, и тогда уже Сталин согласился. Было решено начать производство холодильников на трех заводах: Муромском (в Горьковской области), Саратовском авиационном и Московском автомобильном (ЗИС). Каждый из них первоначально должен был поставлять по 50 000 единиц бытовой холодильной техники ежегодно.


 

Выпуском холодильников занималось множество министерств, каждое из них стремилось производить собственную модель. Но компрессоры для всех советских холодильников были одинаковыми, делали их на ЗИСе, который затем был переименован в ЗИЛ. Поэтому даже небольшие модели объемом в 70 литров были оснащены достаточно громоздким компрессором.


 

И все-таки холодильники не были стратегически важной продукцией, в силу чего о внедрении инноваций и улучшении потребительских характеристик речь практически не шла. В 1950-х годах в СССР холодильники имели не более 5% семей. К концу 1960-х холодильники в стране уже перестали быть какой-то диковинкой, но все-таки встречались они всего в каждой третьей семье, хотя в Западной Европе и США этот показатель уже приближался к 100%. Импортные холодильники в указанный период были большой редкостью – лишь немногие советские семьи пользовались финским холодильником «Розенлев», который был по сути копией холодильника «Сименс». К середине 1970-х холодильники появились в половине советских семей, а в 1988 году бытовой холодильник был в 92% домохозяйств. 


 


 

Какие же заводы стояли у истоков развития холодильной промышленности СССР? Об этом вы можете прочитать в следующем материале.

www.plasthlado.ru

Историческая справка о холодильниках

Еще в древнейшие времена многие люди понимали, что большинство продуктов нужно хранить в охлаждаемых помещениях. Помещения для хранения продуктов, наполняемые льдом, появились несколько тысяч лет назад. На что только не шли наши предки, чтобы иметь возможность даже в самый жаркий день угощать дорогих людей охлажденными кушаньями и винами. 

Император Нерон тратил большие суммы денег для того, чтобы его слуги заготавливали на замерзших водоемах в горах снег и лед.

Александр Македонский изобрел способ, с помощью которого он поддерживал боеспособность своей армии. Для этого он запасался большим количеством охлажденной воды.

Южная Европа долгое время даже не подозревала того, что снег и лед способны принести пользу в хозяйстве. Знаменитый путешественник и купец Марко Поло, который являлся уроженцем Италии, после длительного пребывания в Китае, написал книгу, в которой описал все достоинства льда и снега. Сразу после того, как книга увидела свет, состоятельные римляне и венецианцы обрели возможность употреблять в пищу не только свежие фрукты, но так же и замороженные.

 

 

Изобретательный итальянец Франсиско Прокопио в 1686 году открыл знаменитое кафе «Прокоп» и попробовал продавать там замороженные шербеты и мороженое, продукт сразу же завоевал у парижан бешеную популярность. Количество поставщиков льда, благодаря этому, резко возросло. 

Начиная с XVIII практически в каждом зажиточном доме уже можно было встретить холодильник. Конечно же, он и близко не похож на своего современного собрата, однако уже тогда позволял охлаждать вино и продукты до необходимой температуры. Емкости из фаянса и фарфора заполнялись бутылками с вином, после чего сверху укладывали колотый лет. Своеобразный холодильник подавали прямо к столу. 

В России широко использовались ледники, которые представляли собой сруб, врытый в землю. Набитый большим количеством снега и льда, укрытый толстым настилом, поверх которого была насыпана земля и уложен дерн, такой ледник позволял хранить длительное время скоропортящиеся продукты. 

В 1803 году американский бизнесмен Томас Мур, поставляющий в Вашингтон сливочное масло, представил миру прототип кухонного холодильника, изготовленного своими руками. Не имея возможности доставлять масло к месту назначения специальным транспортом, он разработал, а затем воплотил в жизнь модель, которая позволяла хранить продукты длительное время. Для изготовления рефрижератора, именно так бизнесмен назвал своё изобретение, ему понадобились тонкие листы стали, из которых и была изготовлена ёмкость для масла. Обёрнутая шкурками кролика, ёмкость была помещена в специальную бадью, изготовленную из кедровых клепок, и затем засыпана сверху льдом.

14 июля 1850 года американский врач Джон Гори впервые продемонстрировал процесс получения искусственного льда в созданном им аппарате. В своём изобретении он использовал технологию компрессионного цикла, которая применяется в современных холодильниках, а сам аппарат мог служить одновременно морозильником и кондиционером.

В 1857 году австралиец Джеймс Харрисон стал применять холодильные камеры, работающие с использованием компрессора, в пивоваренной и мясообрабатывающей промышленности.

В 1857 году был создан первый железнодорожный вагон-холодильник.
Конечно же, для поддержания нужной температуры приходилось тратить большое количество льда, так как рефрижераторы необходимо было пополнять льдом пару раз в неделю. Естественно льда не хватало. Поэтому нужны были новые изобретения.

Французский учёный Фердинад Карре в 1858 году придумал, как за счёт абсорбции аммиака можно получать искусственный холод. Несмотря на то, что его способ был очень удачным, об изобретении забыли на несколько десятилетий.
В начале XX века в Москве была открыта фирма, которая предлагала всем желающим агрегат под названием «Эскимо». Данный агрегат был изготовлен по принципу предложенному Фернаном Каре. Реклама того времени уверяла покупателей в том, что ухаживать за «Эскимо» не составит не малейшего труда, а наличие специальных знаний не обязательно. При своих больших габаритах, агрегат не издавал громкого шума и был универсальным. Так как устройство было не электрическим, то для его работы необходимы были уголь, дрова, керосин или спирт. Цикл работы «Эскимо» позволял получить 12 кг льда. Естественно, приобрести такую чудо технику могли лишь зажиточные граждане, в том числе коммерсанты, которые торговали мороженым, рыбой, мясом и другими скоропортящимися продуктами.

В 1879 году аристократ из Германии Карл фон Линде изобрёл устройство с компрессором, для работы которого он использовал аммиак. Благодаря его холодильной машине появилась возможность производить лёд в огромном количестве. Данные агрегаты сразу же закупили многие бойни и фабрики, изготавливающие пищевые продукты. Принцип работы представлял собой циркуляцию холодного рассола по системе труб, которая была разветвлена, таким образом помещение, в котором хранились продукты, охлаждалось. Данное изобретение позволило многим предпринимателям открывать холодильные склады больших размеров. 
Через полтора десятка лет после того, как мир увидел изобретение Карла фон Линде, появился первый электрический холодильник. Уроженец Америки – Элайя Томсон был тем первооткрывателем, который додумался оснастить электрическим проводом холодильник. Конечно же, агрегат был очень шумным и не совсем удобным, к тому же периодическая утечка газа доставляла массу неудобств. Именно поэтому самыми подходящими местами для этих больших шкафов были нулевые этажи и подвалы.

Первый бытовой электрический холодильник был создан в 1913 году. Как и промышленные холодильники, он работал с использованием принципа теплового насоса. В первых бытовых холодильниках в качестве охлаждающей жидкости использовались достаточно токсичные вещества.
В 1926 году Альберт Эйнштейн со своим прежним студентом Лео Силардом предложили вариант конструкции абсорбционного холодильника, именуемого эйнштейновским.
Время шло и в 1926 году датский инженер Кристиан Стинструп представил миру бесшумный, безвредный и долговечный холодильник, предназначенный именно для дома. Герметичный колпак скрывал как электродвигатель холодильника, так и его компрессор. General Electric поспешила приобрести патент на эту чудо технику. Чуть позже бельгиец Сварт нашел новый носитель холода, им стал газ под названием фреон.

Первая получившая широкое распространение модель холодильника Monitor-Top была произведена фирмой General Electric в 1927 году. General Electric продала более 1 млн экземпляров Monitor-Top.
С 1930 года в качестве хладагента в бытовых холодильниках применяется фреон. В 1940-е годы в холодильниках появляются морозильные отделения, также возникают обособленные морозильные шкафы. В 1950-60-е годы на рынок выходят холодильники с функцией размораживания. 

 

А что происходило в России?

С развитием науки и техники все острее вставал вопрос: как получать холод искусственным путем, чтобы иметь его всегда, когда потребуется. Решить этот вопрос удалось, по историческим меркам, совсем недавно, немногим больше века назад. К решению удалось подойти, основываясь на достижениях физической науки предыдущего периода, среди которых стоит упомянуть исследования великого русского ученого М.В.Ломоносова.
Он много размышлял о природе теплоты, в частности, анализировал процессы, протекающие в охлаждающих смесях. Некоторые теоретические представления М.В.Ломоносова используются в льдотехнике и в настоящее время.

Впервые искусственный лед получил В. Куллен, который спустя 10 лет после исследований М.В.Ломоносова, в 1755 году, заморозил воду, откачивая воздух из-под колпака воздушным насосом, а первый льдогенератор с воздушной холодильной машиной системы Горри появился в США спустя почти сто лет – в 1844 г.

В 1876 г. Карлу фон Линде удалось разработать безопасную холодильную машину компрессионного типа. Спустя год он получил на нее патент.
По существу, холодильные машины Ф. Карре и К. Линде явились родоначальницами подавляющего большинства всех последующих и современных холодильных машин.

Первую российскую холодильную машину построили в г. Рига на заводе Фельзера. Это была парокомпрессионная машина системы “Линде”. До 1914 г. завод выпустил 14 установок с 22 машинами данного типа, но такое производство не могло удовлетворить существовавшую тогда потребность в холодильных машинах более чем на 15%. Недостающие установки приобретались за границей у таких фирм, как “Борзиг”, “Гаубальд”, “Рединьер” и др.

Первые машины были громоздки, металлоемки и малопроизводительны, однако их появление знаменовало собой коренной переворот в области хранения скоропортящихся продуктов.
Первое применение холодильных машин на территории России зафиксировано в 1888 г., когда астраханский рыбопромышленник Г. Ступак построил рефрижераторную баржу для перевозки 10 тысяч пудов рыбы с двумя воздушными холодильными машинами системы “Лайфут”. Был построен и холодильный склад единовременного хранения примерно 75 тонн рыбы.
Попытки, однако, оказались неудачными. Отсутствие достаточного опыта и некоторые конструктивные недоработки холодильной установки привели к большим потерям рыбы от усушки и к снижению качества продукции. В результате рыбопромышленник вскоре разорился. Такая же участь постигла и двух его преемников.
Эта неудача вызвала настороженность и некоторый застой в развитии холодильного дела в России, но быстрое развитие и совершенствование этой отрасли хозяйства за границей, явный успех предпринимателей побудили наших соотечественников вскоре пересмотреть свое отношение к этой проблеме.
В 1895 г. рыбопромышленником Воробьевым и купцами братьями Сапожниковыми в устье Волги, а в 1901 г. Питоевым в устье Куры были построены рыбоморозилки и охлаждаемые склады с применением охлаждающих машин отечественного производства.

В 1898 г. появился первый, правда, небольшой, холодильник для хранения мяса птицы, а в 1902 г. пущена первая холодильная установка для длительного хранения мяса.

В России первые холодильники были изготовлены на заводе Мосхимтреста, заправлялись они сухим льдом.

В СССР первые образцы бытового холодильника производятся в 1937 г. Серийный выпуск холодильников ХТЗ-120 начался в 1939 году на Харьковском тракторном заводе. Ёмкость камеры составляла 120 литров, до начала Великой Отечественной войны выпущено несколько тысяч экземпляров, однако военные действия помешали запустить его в серийное производство. 

В начале 50-х годов прошлого столетия автомобильный завод ЗИС выпустил первую партию отечественных холодильников. Не смотря на свой непритязательный внешний вид, агрегаты были наделены очень высоким качеством, наверное потому, что для их изготовления была использована автомобильная технология. Корпус холодильника был изготовлен из металла, а камера из нержавейки. До сих пор в некоторых квартирах встречаются модели ЗИС, которые, не смотря на возраст, работают без перебоев.

К 1962 году холодильники имели: в США – 98,3 % семей, в Италии – 20 %, а в СССР – 5,3 % семей.

 

Ремонт холодильников Пермь. 
Позвонив по телефону 298-68-83, вы можете получить
консультацию у мастера и оставить заявку на ремонт, 
уточнив время его прибытия.

диспетчер 
228-17-10, 237-20-72, 266-05-22.

Самые распространенные марки бытовых холодильников:

 

LG

LG / ЭлДжи

Siemens

Siemens / Сименс

Snaige

Snaige / Снайге

bosch

Bosch / Бош

Electrolux

Electrolux / Электролюкс

Атлант и Минск

бирюса

Минск / Атлант

Indesit

Indesit / Индезит

Samsung

Samsung / Самсунг

Stinol

Stinol / Стинол

Ariston

Ariston / Аристон

Nord

Nord / Норд

Whirlpool

Whirlpool / Вирпул

Toshiba

Toshiba / Тошиба

Zanussi

Zanussi / Занусси

Vestfrost

Vestfrost / Вестфрост

Beko

Beko / Беко

Sharp

Sharp / Шарп

Ardo

Ardo / Ардо

asv-perm.ru

холодильник – вещи – ИСТОРИИ СТАРОГО БЫТА – Каталог статей

Появление реальной перспективы избавления человечества от голода, возведение небоскребов и прокладка метро – все это было бы невозможным без изобретения искусственного холода

Леонид Павлов

В самом начале XIХ века никому не известному Томасу Муру, занимавшемуся мелким бизнесом – поставкой сливочного масла из сельского штата Мэриленд в Вашингтон, надоело зависеть от погоды: как только наступала жара, Мур был вынужден сворачивать торговлю – довести масло неиспорченным было практически невозможно. Мур, однако, оказался не только хорошим торговцем, но и талантливым изобретателем. Он соорудил емкость из тонких листов стали, обернул ее кроличьими шкурками и поместил в бадью из кедровых плашек. Лед он насыпал сверху. И дал своему детищу имя “рефрижератор”, оформив при этом в 1803 году заявку в патентном ведомстве.

Изобретение быстро обрело популярность: во второй половине XIX века число муровских “рефрижераторов” – в основном в городах Америки и Австралии — исчислялось миллионами. Правда, в конструкцию были внесены небольшие изменения: теплоизоляционным материалом стали служить не кроличьи шкуры, а гораздо более дешевые опилки. Однако в промышленных масштабах идея оказалась неприменимой – льда катастрофически не хватало.

С дефицитом покончил французский инженер Фердинанд Карре, смастеривший в 1860 году машину для получения льда производительностью около килограмма в час. Спустя два года на Всемирной выставке в Лондоне Карре показал печку с котлом для жидкого аммиака – эта конструкция могла делать уже ледяные блоки. В 1874-м германский ученый Карл фон Линде придумал холодильную машину для пивзавода в Мюнхене, которая работала на метиловом эфире. К концу XIX века конструкции стали надежнее и долговечнее, льдоделательная техника появилась и в домашнем быту (российский образец такой техники именовался “Эскимо”), но уж больно много пожирала она всяческого топлива – от дров до керосина. Страдали производители мороженого, пива, рестораторы, а непременным спутником жаркого лета в больших городах были гниющие органические останки.

О пользе одифрении

И тут в 1911 году процветающая и поныне американская фирма “Дженерал Электрик” выпустила на рынок первый бытовой электрический компрессионный холодильник “Одифрен”, по виду напоминавший сундук с деревянной обшивкой. Аппарат назвали в честь отца современных холодильников – французского учителя физики Марселя Одифрена, придумавшего еще в 1894 году автоматическое холодильное устройство. Холодильники Одифрена выпускались до 1928 года и были удобны в эксплуатации – не чаще двух раз в год нужно было заменить два подшипника и приводные ремни компрессора (тогда и появилась новая профессия – мастер по ремонту холодильников). Шум, правда, поднимался ужасный, выделялись в пространство аммиак и сернистый ангидрид, на полу для аппарата требовался целый квадратный метр, а холодильная камера была в пять раз меньше внешнего объема агрегата. Вдобавок холодильник был предметом роскоши: он стоил 900 тогдашних долларов (то есть около 10 тыс. нынешних). Бесшумный и непахнущий рефрижератор предложил человечеству в 1926 году датчанин Стиндруп. И он мгновенно стал популярен. Потребителей не смущала даже цена: холодильник стоил вдвое дороже автомобиля марки “Форд”!

Межконтинентальные перевозки мяса, позволившие Европе забыть о регулярном дефиците этого продукта, стали возможны лишь в 1870-е годы — с изобретением вагонов (слева) и судов-рефрижераторов (внизу)

Революция случилась во второй половине двадцатых годов. В 1926-м датчанин Стиндруп предложил спрятать компрессор с ремнями под герметичный колпак — так появилась модель “Дженерал Электрик” под названием “Топ Монитор”. К началу тридцатых холодильнику придали знакомые очертания – из сундука он превратился в цельнометаллический шкаф, а сборку аппаратов переместили на конвейер. Подобно тому как Генри Форд штамповал свои автомобили, производители холодильников быстро насытили рынок своими аппаратами, вмиг ставшими одним из символов американской мечты. Если в 1923-м в США было 20 тыс. холодильников, то в 1935-м уже почти 6 млн! С противогазом по кухне больше ходить было не нужно, новая техника не взрывалась и работала достаточно долго. Только забава эта была почти исключительно североамериканской – из США мода на холодильники быстро перекинулась в Канаду, а в Европе в середине тридцатых годов бытовые холодильные аппараты были сугубой редкостью. Их можно было чаще встретить в Британии и Швеции, а вот на весь Берлин в 1936 году было всего 1,7 тыс. холодильников, в Будапеште – только 50.

В Советском Союзе до второй половины тридцатых годов о производстве бытовых холодильников не помышляли, чудесные аппараты из Америки привозили только самым большим вождям — холодильник, например, был в квартире Сергея Кирова, главы питерского обкома ВПК(б). Сначала в Союзе появилось промышленное холодильное оборудование, заимствованное из тех же США, а перед войной на Харьковском тракторном заводе успели выпустить 3,5 тыс. первых советских бытовых компрессионных холодильников ХТЗ-120.

Уже в тридцатые годы отчаянно конкурирующие участники холодильного рынка придумали технические новшества, которые по сей день в рекламных проспектах часто выдают за последний писк моды. В 1918 году появился аппарат с автоматическим регулированием температуры холодильной камеры. В 1930-м компания “Фриджирер” выпустила первый двухкамерный холодильник, там же в 1929-м был синтезирован фреон – газ-хладоагент. В 1933 году “Дженерал Электрик” стал использовать испаритель из нержавейки, а следом фирма “Ленард” приловчилась снабдить дверь холодильника полками.

Компрессионные холодильники между тем получили конкурента. В 1922 году два шведских студента – Карл Мунтерс (он известен и как изобретатель пенопласта) и Бальтазар фон Платтен придумали абсорбционный холодильник без движущихся деталей с водоаммиачным холодильным агрегатом. Их технологию “поглощающего охлаждения” взяла на вооружение фирма “Электролюкс”, и в эпоху массового производства холодильников развернулась острая борьба между компрессионными и абсорбционными моделями. Шведское изобретение позволило оснастить холодильниками автомобили и яхты, придумать гостиничные мини-бары, сторонники компрессионных технологий в ответ предложили технологии по принудительной циркуляции воздуха, автоматическому изготовлению льда из воды, охлаждению напитков строго до определенной температуры.

Межконтинентальное меню

Впрочем, еще до массового внедрения холодильников в домашний быт произошло не менее важное, а может быть, и гораздо более важное событие — технологии искусственного холода стали применяться в мировой пищевой индустрии.

Вернер фон Сименс придумал, как строить небоскребы на неустойчивых грунтах – он предложил их замораживать

Майкл Фарадей был самоучкой. Наверное, поэтому ему не показалась дикой идея превращать газ в жидкость

Фердинанд Карре изобрел машину, способную в час выдавать по кило искусственного льда. Подобный агрегат и сейчас используется при проведении зимних Олимпиад в теплых краях

Девятнадцатый век хотя и считается эрой победы мировой промышленной революции, мало что дал сельскому хозяйству. Мировой товарообмен продуктами оставался довольно низким. И если межконтинентальная торговля зерном быстро набирала обороты, то с переброской из избыточных в дефицитные регионы мира скоропортящегося продовольствия дело обстояло гораздо хуже. А если точнее – никак, поскольку солонина вполне справедливо считалась пищей каторжников, а массовое производство консервов только предстояло освоить. Все изменилось в 1876 году – тогда из Европы в Аргентину прибыл первый в мире пароход-рефрижератор. Обратно в Старый Свет он привез мясные туши. Доходы владельцев ранчо, получивших возможность экспортировать говядину в Старый Свет, стали расти как на дрожжах. Именно на “мясные” деньги был построен современный Буэнос-Айрес, ставший уже к 1910 году самой процветающей столицей Южной Америки и вторым после Нью-Йорка по значимости и по численности населения городом в Западном полушарии. Мясные трансконтинентальные пути связали Европу также с Австралией и Северной Америкой. Появилась возможность сравнительно быстрой переброски колоссальных объемов мяса с одного конца планеты в другой. Это был один из важнейших успехов человечества в борьбе с голодом.

Следом за мясом начались межконтинентальные поставки замороженных овощей и фруктов. Появлением настоящих замороженных плодов мы обязаны американскому естествоиспытателю Кларенсу Бердсаю. В своей поездке на полуостров Лабрадор он обратил внимание на местный способ хранения мяса и рыбы. Канадские аборигены свежевыловленную рыбу не солили, не жарили и не сушили, а замораживали. После оттаивания рыба оставалась свежей, а ее вкус практически не менялся. Вернувшись в Нью-Йорк, Бердсай начал исследования по заморозке пищевых продуктов. И вскоре нашел ключ к ответу: на резком холоде пища замораживается гораздо быстрее, а потому не теряет своей свежести и вкусовых качеств. С помощью льда, соленой воды и вентилятора он экспериментально убедился, что медленное замораживание приводит к образованию крупных кристаллов льда, а быстрое – сохраняет клеточную структуру и вкус пищи. В 1924 году он уже открыл компанию замороженных морепродуктов. Эта продукция пользовалась оглушительным успехом: к 1934 году замороженные мясопродукты и овощи, фрукты и ягоды заполнили продуктовые магазины по всей Америке.

Новый импульс расширению рынка замороженных продуктов дала Вторая мировая война, во время которой правительство США было вынуждено сократить выпуск консервов, для изготовления которых требовались жесть и олово. Взамен стала развиваться новая отрасль замороженных продуктов, для упаковки которых требовались лишь картон и бумага.

Верхушка над айсбергом

Еще одну “холодную революцию” принесли технологии сжижения газов. Их разработал еще в XIX столетии знаменитый британецМайкл Фарадей, сочетая одновременно низкие температуры и высокое давление. Его соотечественник Джеймс Дьюар первым получил жидкий водород (газ превращается в жидкость при температуре -253°C), а также придумал особый сосуд, в котором тела могут длительное время сохранять свою температуру (он так и называется – дьюар). Уже известный нам Карл фон Линде, сжижая воздух, предложил технологию получения чистых газов с помощью низких температур – кислорода, азота, водорода. В итоге этих поначалу чисто научных изысканий человечество в ХХ веке обрело немало приятных преимуществ. Газовые баллоны всех мастей уверенно вошли в повседневный мир – емкости с пропаном (сжижается при -42°C) установлены в сотнях тысяч домов и автомобилей, на стройплощадках и в торговых палатках. Технологии сжижения, правда, не слишком дешевы, и заменить привычный газопровод сжиженным газом в наши дни пока неразумно. А жидкий гелий, например, в пять раз дороже золота.

Тем не менее есть сферы, где без доведенных до жидкого состояния газов обойтись нельзя. Одна из важнейших среди них – строительство.

Первый бытовой холодильник, работавший на электричестве, американская компания “Дженерал Электрик” выпустила в 1911 году. Он сильно шумел и издавал неприятный запах

Вернер фон Сименс, один из создателей знаменитой и поныне фирмы, был неутомимым изобретателем. На мысль использовать сжиженные газы в строительном деле его натолкнуло бурное обсуждение в тогдашнем германском обществе идеи прокладки метро в Берлине. Надо сказать, что немецкая столица стоит на песчаных грунтах, среди которых встречаются и плывуны – массы песка, насыщенные водой, которые при малейшем сдвиге начинают “мигрировать”. В 1880 году фон Сименс предложил решить эту проблему, замораживая попадающиеся на пути тоннелей грунты. На практике эта идея себя блестяще оправдала. Она была использована и при строительстве первой линии московского метро. Без замораживания грунта станции “Кировская” (сейчас “Чистые пруды”) и “Красные ворота” просто не появились бы. Идея превращения подземных неустойчивых грунтов в айсберги пригодилась и при возведении небоскребов. Правда, на родине этих высоток – в Штатах такой необходимости не было: Нью-Йорк стоит на скальных породах. А вот когда Сталин решил украсить послевоенную Москву советскими небоскребами, это изобретение пришлось как нельзя кстати. До сих пор подземные этажи здания Московского госуниверситета скрывают холодильные установки – без их беспрерывной работы МГУ, стоящий на подвижных породах Воробьевых гор, уже давно съехал бы в Москву-реку.

Живее всех живых

Первую промышленную холодильную установку создал немец Карл фон Линде. Неудивительно, что ее смонтировали на пивзаводе в Мюнхене

Самое экзотичное применение технологии искусственного холода получили в наше время – жидкий азот уже почти полвека не дает покоя сторонникам вечной жизни. Открытое в начале XVIII столетия знаменитым голландцем Антони ван Левенгуком явление анабиоза (когда полностью высушенные коловратки и круглые черви оживали при добавлении воды) они пытаются применить в экспериментах со сверхнизкими температурами.

В 1930-м компания “Фриджирер” выпустила первый двухкамерный холодильник, там же в 1929-м был синтезирован фреон – газ-хладоагент, который сейчас объявили главным виновником глобального потепления

В 1964 году появилась крионика – учение о продлении человеческой жизни путем замораживания тела до того момента, пока наука не научится бороться с болезнью, от которой скончался замороженный гражданин. Книга энтузиаста из штата Мичиган Роберта Эттингера “Перспектива бессмертия” с тех пор греет душу тысячам доверчивых граждан, а эксперименты с замораживанием тел после смерти приносят доход разного рода крионическим обществам. Научные достижения последних лет, особенно в области нанотехнологий, дают энтузиастам обширную основу для обоснования своей мечты о долгой жизни после заморозки. С 2005 года энтузиасты крионики действуют и в России. За 25 тыс. долларов энтузиасты берутся заморозить все тело – сначала до температуры сухого льда (-78°C), а затем и до состояния жидкого азота (-196°C). Имеется и хранилище замороженных в подмосковном поселке Алабушево. За 9 тыс. долларов крионисты берутся заморозить только мозг, обещая в будущем присоединение к нему нового тела. Воскрешение замороженных ориентировочно намечено на 2030-2050 годы (деньги берут уже сейчас), и тогда все чудеса будущей науки явятся к услугам воскресших. При всей ненаучности подобных проектов логика у их приверженцев есть – за последние сто лет, несмотря на глобальное потепление, влияние холода на человечество изменилось до полной неузнаваемости.

apxiv.ucoz.ru