Максимальная длина трассы кондиционера – Длина трассы кондиционера — Какая допустимая максимальная длина межблочной трассы сплит-системы? — 22 ответа

Максимальная длина трубопроводов сплит-систем кондиционирования Mitsubishi Heavy Industries

Автор: Брух Сергей Викторович.

Группа компаний  «МЭЛ» – оптовый поставщик систем кондиционирования Mitsubishi Heavy Industries.

www.mhi-systems.ru       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Прежде чем рассматривать такую, казалось бы, простую тему, как максимальная длина трубопроводов кондиционера (открывай каталог производителя и смотри, какая там максимальная длина), я хочу задать один вопрос: а что такое ИНЖЕНЕР в нашей специальности? Тот, что смотрит в каталог и выдает то, что там написано? Но это может сделать и обычный менеджер, знаний гидравлики и термодинамики для этого не нужно. Наверное, инженер – это специалист, который видит немного глубже цифр каталога. Специалист, который может объяснить, откуда взялись эти цифры.

Помню, был спор с уважаемым человеком, который в защиту каталогов сказал следующую фразу: «Если у меня на руках будет инструкция, как строить СИНИЙ домик, то КРАСНЫЙ домик я по ней построить не могу, т.к. это будет нарушение инструкции…»

Так вот ИНЖЕНЕР, это наверно человек, который может построить «домик» любого цвета: понимая, что такое фундамент, несущие стены, перекрытия и кровля здания. Неважно, какой при этом у домика будет цвет.

 

Сплит системы кондиционирования обладают одной важной характеристикой – максимальным расстоянием от наружного блока до внутреннего. Причем на реальных объектах этот параметр часто становится определяющим при выборе кондиционера. Чем больше производительность кондиционера по холоду – тем большую длину трассы кондиционера допускает производитель (таблица 1 на примере Mitsubishi Heavy Industries).

 

Таблица 1.

Модель

SRK20ZJ-S

SRK25ZJ-S

SRK35ZJ-S

SRK50ZJ-S

SRK63ZK-S

SRK71ZK-S

Холод, кВт

2,0

2,5

3,5

5,0

6,3

7,1

Трубы, мм

6,35/9,52

6,35/9,52

6,35/9,52

6,35/12,7

6,35/15,88

6,35/15,88

Длина, м

15

15

15

25

30

30

 

Модель

FDT60VNV

FDT71VNV

FDT100VNV

FDT125VNV

FDT140VNV

Холод, кВт

5,6

7,1

10,0

12,5

14,0

Трубы, мм

6,35/12,7

9,52/15,88

9,52/15,88

9,52/15,88

9,52/15,88

Длина, м

30

50

50

50

50

 

Для моделей 2 квт холода максимальная длина трассы для кондиционера составляет, как правило, 15 метров, а для полупромышленных моделей 7 квт и выше – до 50 метров. Для некоторых моделей длина трубопроводов может достигать 100 метров.

Но часто забывают об одной важной детали – производительность кондиционера в каталогах указывается при стандартной длине трубопроводов 7,5 метров, а при максимальной длине производительность кондиционера будет меньше. Насколько меньше – посмотрим на эти таблицы:

 

Таблица 2.

Эквивалентная длина – длина прямого трубопровода, потери давления в котором такие же, как реальном (с местными сопротивлениями).

В принципе потери мощности не большие – для 50-й модели при длине 30 метров (эквивалентной длины) потери при работе на холод составляют всего 3,4% мощности. С другой стороны для модели 140-й, потери для 50 метров длины составляют уже 17%.

Теперь нужно обратить внимание на теорию.

На рис. 1 изображен классический цикл фреона в контуре кондиционера. Причем прошу обратить внимание, что это цикл для ЛЮБЫХ систем на фреоне R410A, от производительности кондиционера или марки цикл не зависит. Начнем с точки D, с параметрами в которой (температура 75С, давление 27,2 бара) фреон попадает в конденсатор наружного блока. Фреон в данный момент – это перегретый газ, который сначала остывает до температуры насыщения (около 45С), затем начинает конденсироваться и в точке А, полностью переходит из газа в жидкость. Затем происходит переохлаждение жидкости до точки А’ (температура 40С). Считается, что оптимальная величина переохлаждения 5С. После теплообменника наружного блока хладагент поступает на устройство дросселирования (ТРВ либо капиллярка) и его параметры меняются до точки B (температура 5С, давление 9,3 бара). Причем важно, что после дросселирования в жидкостный трубопровод поступает именно смесь жидкости и газа. Чем больше величина переохлаждения фреона в конденсаторе, тем больше доля жидкого фреона поступает во внутренний блок, тем выше КПД кондиционера.

В-С – процесс кипения фреона во внутреннем блоке с постоянной температурой около 5С, С-С’ – перегрев фреона до +10С.

С’ – L – процесс всасывания фреона в компрессор и потери давления при этом. Аналогичный процесс D’ – M.

L – M –  процесс сжатия газообразного фреона в компрессоре с повышением давления и температуры.

 

Рис. 1. Цикл фреона в холодильной машине на диаграмме I-lgP

 

Параметры фреона R410A в узловых точках холодильного цикла  

Точки

Температура,°С

Давление,
Бар

Плотность,
кг/м3

 C’

 10

 9,30

 34,9

 C

 5

 9,30

 35,9

 D

 75

 27,2

 88,5

 A’

 40

 27,2

978

А

45

27,2

947

 B

 5

 9,30

 

Потери давления в системе зависят от скорости фреона V и гидравлической характеристики сети:

Рекомендуемая скорость движения хладагента:

Жидкостный трубопровод – 0,3-1,2 м/с

Газовый трубопровод – 6-12 м/с

Что будет происходить с кондиционером при увеличении гидравлической характеристики сети (вследствие повышенной длины или большого количества местных сопротивлений)? Повышенные потери давления в газовом трубопроводе приведут к падению давления на входе в компрессор. Компрессор будет захватывать хладагент меньшего давления и значит меньшей плотности. Расход хладагента упадет. На выходе компрессор будет выдавать меньшее давление и упадет температура конденсации. Пониженная температура конденсации приведет к пониженной температуре испарения и обмерзанию  газового трубопровода.

Если повышенные потери давления будут происходить на жидкостном трубопроводе, то процесс даже более интересный: Так как мы выяснили, что в жидкостном трубопроводе идет фреон в насыщенном состоянии, а точнее даже смесь жидкости и пузырьков газа, то любые потери давления будут приводить к небольшому вскипанию хладагента и увеличению доли газа. Увеличение доли газа будет приводить к резкому увеличению объема парогазовой смеси и увеличению скорости движения по жидкостному трубопроводу. Повышенная скорость движения снова будет вызывать повышенные потери давления и процесс будет «лавинообразный». Вот условный график удельных потерь давления в зависимости от скорости движения фреона в трубопроводе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Потери давления фреона по длине трубопроводов.

 

Его можно рассматривать и как график потерь давления по длине. Если, к примеру, потери давления при длине трубопроводов 15 метров составляют 400 Па, то при  увеличении длины трубопроводов в два раза – до 30 метров, потери увеличиваются не в два раза до 800 Па, а 7 раз до 2800 Па. Поэтому простое увеличение длины трубопроводов в два раза относительно его стандартных длин фатально для кондиционера.

 

Как правильно увеличивать длину трасс больше стандартно допустимых величин?

 

Для этого нужно решить две проблемы:

Проблема 1 – проблема повышенных потерь давления по длине в трубопроводах.

Как мы выяснили, повышенные потери давления приводят к резкому снижению мощности кондиционера по холоду, уменьшению расхода фреона и перегреву компрессора. Что в свою очередь приведет к заклиниванию или сгоранию обмоток двигателя. Чтобы этого не происходило, мы должны уменьшить удельные потери давления путем уменьшения скорости движения в трубопроводах. Т.е. просто увеличить диаметры трубопроводов. Уменьшение скорости движения фреона в два раза уменьшает потери давления в 4 раза (формула 1) и соответственно во столько же раз позволяет увеличить длину трубопроводов.

Чтобы проверить это на реальном оборудовании, давайте еще раз посмотрим на таблицу 2: потери мощности на холод для 71-й и 140-й моделей при длине 50 метров.

71-я модель коэффициент коррекции 0,94. Потери 6%

140-ямодель коэффициент коррекции 0,829. Потери 17,1%

Значит, потери давления уменьшились 17,1/6=2,85 раза

140-я модель ровно в два раза мощнее 71-й, а трубопроводы там одинаковы (3/8 и 5/8). Поэтому скорость движения фреона ровно в два раза меньше. Потери давления, которые подчиняются квадратичной зависимости от скорости, должны быть около 36%. По факту меньше, т.к. точка отсчета идет не от 0 метров, а от 7,5 метров.

То есть при уменьшении скорости фреона в два раза, потери давления также уменьшаются как минимум в два раза (на практике больше, чем в два).

Теперь давайте посмотрим еще раз на таблицу 1:

Модель

SRK20ZJ-S

SRK25ZJ-S

SRK35ZJ-S

SRK50ZJ-S

SRK63ZK-S

SRK71ZK-S

Холод, кВт

2,0

2,5

3,5

5,0

6,3

7,1

Трубы, мм

6,35/9,52

6,35/9,52

6,35/9,52

6,35/12,7

6,35/15,88

6,35/15,88

Длина, м

15

15

15

25

30

30

 

Диаметр жидкостного трубопровода 6,35 мм работает как на системе мощностью 2,0 кВт, так и на системе 7,1 кВт. На модели 7 кВт длина труб может достигать 30 метров, значит, никаких критичных потерь давления при такой длине нет. Располагаемое давление компрессора, как мы уже выяснили, не зависит от мощности кондиционера. Поэтому одинаковые жидкостные трубопроводы для моделей от 2-х до 7-ми кВт объясняются отсутствием труб меньшего диаметра. Для моделей от 2-х до 5-ти кВт жидкостный трубопровод взят «с запасом». 

А вот диаметр газового трубопровода подобран ближе к реальным величинам, поэтому его сечение меняется от 9,52 мм до 15,88 мм.

Учитывая все вышеизложенное, можно составить следующую таблицу:

 

Таблица 3. Увеличение допустимой длины трубопроводов при изменении их диаметра.

Модель

SRK20ZJ-S

SRK25ZJ-S

SRK35ZJ-S

SRK50ZJ-S

SRK63ZK-S

SRK71ZK-S

Холод, кВт

2,0

2,5

3,5

5,0

6,3

7,1

Трубы, мм

6,35/12,7

6,35/12,7

6,35/12,7

9,52/15,88

9,52/15,88

9,52/15,88

Длина, м

40

40

40

50

60

60

 

Модель

FDT60VNV

FDT71VNV

FDT100VNV

FDT125VNV

FDT140VNV

Холод, кВт

5,6

7,1

10,0

12,5

14,0

Трубы, мм

9,52/15,88

9,52/15,88

9,52/19,05

9,52/19,05

12,7/19,05

Длина, м

60

100

100

100

100

 

Потери мощности при указанной максимальной длине будут от 10% до 15%. Как следует из таблицы 2, потери мощности MHI допускаются до 20%.

 

Таблица 4.  Дозаправка  фреона на 1 метр превышения длины жидкостного трубопровода:

6,35 мм

9,52 мм

12,7 мм

0,022 кг/м

0,059 кг/м

0,12 кг/м

 

Проблема 2 – возврат масла в компрессор.

Увеличивая диаметр газового трубопровода, мы уменьшаем скорость движения хладагента, а значит может возникнуть эффект отделения масла и застаивание его в трубопроводах и «масляных ловушках». Чтобы этого не происходило, в некоторых наружных блоках MHI предусмотрены специальные устройства – маслоотделители.

 

 Рис. 3. Схема фреонового контура наружных блоков FDC200 (250)VS

 

Таблица 5. Потери мощности наружных блоков 200 и 250 индекса при разных диаметрах газового трубопровода.

 

Но на большинстве наружек маслоотделителей нет. С другой стороны проблема отделения масла была больше характерна для фреона R22. Во-первых, потому что вязкость минерального масла, применяемого с фреоном R22, больше, чем полиэфирного для фреона R410A. Во-вторых, плотность R410A выше, располагаемое давление выше, поэтому диаметры трубопроводов на 1-2 типоразмера меньше.

В любом случае увеличение диаметра газовых трубопроводов допускается НА ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ. Т.е. на вертикальных участках трубопровода необходимо применять стандартный (каталожный) диаметр, а на горизонтальных можно переходить на диаметр большего сечения.

 

Пример:

В жилом комплексе г. Перми на каждом этаже здании выделены специальные помещения для наружных блоков кондиционеров. Но длина трубопроводов, которая возникает при этом, достигает 40 метров. Максимальная длина трассы бытовой сплит системы любого производителя максимум 25 метров. Однако в случае увеличения диаметра газового трубопровода до 1/2  длина трубопровода кондиционера может достигать 40 метров. Смонтирована бытовая модель SRK35ZJ-S.  Участок возле наружного блока выполняется стандартным (1/4, 3/8), далее примерно на расстоянии 1 метр выполнен переход газовой трубы до диаметра ½ на пайке, и затем возле внутреннего блока обратный переход на 3/8. Жидкостная труба без изменений.

Смонтировано уже более 10 кондиционеров по такой схеме. Самый первый более 2-х лет назад. Все кондиционеры работают нормально.

 

Выводы.

  1. Увеличение максимальной длины трассы кондиционеров возможно при увеличении диаметра трубопроводов. Рекомендации для бренда Mitsubishi Heavy Industries приведены в таблице 3.
  2. Увеличение диаметра газового трубопровода возможно только на горизонтальных участках.

Необходимо при этом проводить дополнительную заправку хладагента на увеличенную длину жидкостного трубопровода согласно таблице 4.

 

 

www.mhi-systems.ru

Минимальная длина трассы: мифы и реальность – Статьи | Climat.su

В данной статье собраны воедино противоречивые мнения – все они по-своему убедительны, и одновременно противоречивы, имеют вполне логичные доводы, и увесистые контр-аргументы. Вопрос в том – насколько весомо и критично они влияют на конечный результат..
Приведены доводы ЗА и ПРОТИВ. Как известно, истина лежит где-то посередине..

МИНИМАЛЬНАЯ ДЛИНА ТРАССЫ – ТАК ЕСТЬ ОНА ИЛИ НЕТ?

Минимальная длина трубопровода существует, если производитель это оговаривает в инструкции по монтажу! Не ленимся заглядывать в инструкцию!

Каких негативных моментов опасаются СОЗНАТЕЛЬНЫЕ монтажники при получении короткой трассы 1..1,5 м:
• Передача вибраций от наружного блока к внутреннему
• Возможность гидроудара компрессора при определенных температурах при использовании
• Возможность обмерзания испарителя при определенных температурах, степени загрязнения либо скорости вращения фан-вентилятора

Теория

Насколько удалось собрать информации, у Fujitsu, например, это 3 метра для наружных блоков мощностью выше 5…7 кВт. Для кондиционеров с мощностью ниже, а также инверторных, допускает 0 м (т.е. в инструкции попросту не указывается).

Panasonic в инструкции по монтажу на «7», «9», «12» указывает – допустимая длина трассы от 3 до 7 метров. В принципе, если смонтировать 290 см или 750, то это будет зацепка, чтоб в случае поломки фирменный сервисный центр мог отказать в гарантии.

LG, например, рекомендует для моделей от “7” до «24» минимальную трассу 4 метра и аргументирует это тем:
• Чтоб снизить скорость движения фреона в жидкостной трубе перед входом в испаритель
• Чтоб избежать передачи вибраций по трубам от наружного блока – к внутреннему.

Снизить скорость движения фреона в жидкостной трубе нужно для того, чтоб жидкий фреон, входя в испаритель, успевал полностью превратиться в газ (чтоб в испарителе значение перегрева было оптимальным) и тем самым исключалась возможность попадания жидкого фреона через линию всасывания в компрессор при определенных неблагоприятных условиях (например, когда прохладно в помещении).

К тому же, рассмотрим конструкцию испарителя обычного ОЕМ made in PRС.
Не секрет, что имеются некоторые моменты экономии – медь и алюминий дорогие + производители стараются, чтоб при сохраненной холодопроизводительности внутренний блок в интерьере занимал меньше места. Все видели кондиционеры 10..12 летней давности? можете сравнить размеры испарителей современых кондиционеров и тех гигантов из былых времен. Так вот, если измерить на калачах зону перегрева в “ужатом” испарителе в не сильно жаркую погоду, станет ясно, что при короткой трассе фреон не успевает снизить скорость и пролетает испаритель, как пуля, не успевая выкипеть там полностью, летит на всас компрессора, докипая по пути в газовой трубе и влагоотделителе. Поэтому лишние метры жидкостной трубы, это своего рода продолжение дросселя, призванное притормозить летящий со скоростью пули переохлажденный фреон и снять частичку его переохлаждения. Да, трубы одеты в теплоизоляцию, но абсолютной теплоизоляции нет, и некоторый теплообмен с окружающей средой все же имеет место, хотя при расчетах данным теплообменом пренебрегают в виду его малой величины. Как известно, важно не ДОКИПАНИЕ, а НАЧАЛО ИСПАРЕНИЯ, и получается, чем ближе дроссель (капиллярная трубка) к испарителю, тем весомее снижение скорости движения фреона.

Теперь рассмотрим, такой важный параметр как количество фреона.
Существует утверждение, что не так важна длина трассы, как количество фреона.
Чисто математически, если трасса меньше расчетной 5-ти метровой, то наружный блок фактически перезаправлен, т.к. жидкостная труба исходя из расчетной 5-ти метровой длины должна вмещать в себя определенный объем фреона. Получается, что при ее укорочении неизменившийся объем жидкого фреона (т.к. объемная производительность компрессора у старт-стопных моделей является неизменной жидкости – вещества несжимаемые) заполнит часть испарителя, тем самым уменьшив и так небольшую зону перегрева, фактически несколько приближая точку начала образования обмерзания. Получается, что при постоянном объеме жидкого фреона объем «сосуда» (холодильного трубопровода) уменьшен – отсюда вытекают последствия и их тяжесть определяется величиной этой перезаправленности.

Сколько лишнего фреона остается при укорочении трассы (например, трасса = 1,5 м, а блок заправлен на 5 м = 700 гр фреона), можно высчитать:


D внутр = 6,35-(0,76+0,76) = 4,83 мм
V фреона = π х Dвнутр²/4 х (5000 – Lтрассы реал.) = 3,14 х 23,3289/4 х 3500 = 64 гр


Т.е. перезаправка составляет около 10%. А если это будет не настенный сплит, а полупромышленный кондиционер, заправленный из расчета на 15 м трассу, а реально трасса будет 2 м, что тогда?

Не закапываясь в термодинамику и компрессионный цикл, можно сказать, что это не очень хорошо. Да, это не будет причиной мгновенной смерти компрессора, но и здоровья это ему точно не прибавит. При неблагоприятном стечении обстоятельств, а они бывают довольно часто (например, трасса короткая, а кондиционер эксплуатируется долгое время с грязным внутренним блоком, или с малой скоростью внутреннего вентилятора при не высокой температуре в помещении, или вдобавок еще и подобран с хорошим запасом холодопроизводительности), есть шанс, что не испарившийся в испарителе фреон в жидком состоянии устремится через линию всасывания в компрессор и спровоцирует гидроудар и, как следствие, клин компрессора.

Вывод – при аномально короткой трассе повышается вероятность резкого сокращения ресурса вплоть до выхода кондиционера из строя! Это относится к системам с капиллярной трубкой в качестве дросселирующего элемента, к системам с электронным регулирующим вентилем (ЭРВ) это не относится, т.к. такая система может регулировать степень заполнения испарителя жидким фреоном и имеет инверторное управление производительностью компрессора.

Стоит также поинтересоваться у представителей производителя или в документации, какое влияние оказывают и как учитывать количество поворотов при определении масимальной длины трассы. Не забывайте, что изгибы и повороты увеличивают эквивалентную длину трассы. Для фреона падение скорости под влиянием гидросопротивления от поворота 90 град все равно, что лишние 50..100 см трубы (в основном, это относится к впаиваемым уголкам-соединителям 90 град, плавный же поворот дает гораздо меньшее сопротивление). Некоторые производители дают рекомендации – максимальная длина трассы с поправкой на изгибы, принимая один 90 град. изгиб за 1 м трассы. То есть, если максимальная допустимая длинна трассы 15 м, а по ходу трассы имеется три 90 град. изгиба, то больше 12 м трассы делать не рекомендуется, иначе будут сложности с возвратом масла, компрессор будет тяжело.

Длинная трасса, много изгибов, повороты под 90 град, высота перепада, сварные соединения, особенно уголки 90 град – вот основные факторы, что уменьшают скорость движения фреона из-за повышения гидросопротивления, затрудняют возврат масла в компрессор (обязательно необходимо устраивать в необходимых местах маслоподъемные петли). Т.е. происходит падение ХОЛОДОпроизводительности на 5..20%, энергопотребление естественно падает тоже.
Например, бытовые системы САМСУНГ: при увеличении длины с 7,5 до 15 м производительность с 2,7 падает до 2,2 кВт, и с 3,5 – до 3,0, энергопотребление в это же время у 9-ки – с 830 до 780 Вт , а у 12-ки – с 1200 до 1030 Вт.

Помните, когда указываются параметры длинна Х метров и перепад высот Y метров, то имеется ввиду что-то одно – либо Х, либо Y, а X длинна + Y перепад = все равно что трасса длинной Х х 2, грубо говоря.

Практика

А на практике 90 % кондиционеров устанавливаются с длинной трассы 1,5..2 метра, в том числе по схеме “бутерброд”, т.е. внутренний и наружный блоки расположены сразу друг за другом через стену, при этом длина трассы при таком монтаже от 80 см до 120 см.
А в курортных домиках, строительных и торговых вагончиках с тонкими стенами из металла или профлиста и того меньше – встречаются трассы 5..10 см – и работает по несколько лет нормально при полном отсутствии ухода!!! Критических случаев скорого выхода из строя особо не наблюдалось, но все же жизни кондиционеру это никак не продлевает, т.к. думаю, что все-таки небольшие “сгустки”, состоящие из жидкого фреона, проскакивают время от времени и компрессор получает небольшие удары, так сказать “микроинсульты”.

Обратное мнение – против «бубликов» и стравливания лишнего фреона

Есть и обратное мнение, что понятие минимальная длина трассы – для кого-то это повальное заблуждение и они крутят бублики позади блоков, не осознавая происходящего – их так научили, кто-то делает это, чтоб не было гидроудара, кто-то стравливает лишний фреон при короткой трассе, а для кого-то – это возможность продать клиенту лишние метры меди и заработать на этом. К тому же есть трубы, идущие в комплекте уже развальцованные и с гайками – монтажники просто не хотят отрезать заводскую вальцовку, проще трубы в бублик свернуть. В общем, мотивы у монтажников разные. Так кто же прав?

Многие считают, что лишние 100 грамм фреона в наружном блоке при короткой трассе – не критичны и гидроудара вследствие залива всаса не будет, т.к. установлен докипатель (не путать с фильтр-осушителем, он же отделитель жидкости – его назначение – фильтрация твердых частиц и влаги). И считают так не смотря на то, что во многих инструкциях заправку по весам РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ С ТОЧНОСТЬЮ “+”-” 50 гр, т.е. производитель данный предел считает допустимым, безопасным для работоспособности системы.

Для излишков фреона, а также для непредвиденных ситуаций, когда фреон не выкипает в испарителе из-за высокого давления конденсации и низкой температуры в помещении (основная причина обмерзания), конструкцией кондиционера предусмотрен докипатель, установленный перед входом в компрессор. Он возьмет на себя излишек жидкости (те 64 гр при трассе 1,5 м, рассмотренные выше), ибо объем его это позволяет. Маловероятно, что жидкого фреона будет столько, что докипатель зальет через край, или он будет настолько маленький, что не будет справляться с небольшим количеством поступающего фреона. Проверить это просто – раскрыть наружный блок, и измерить объем докипателя. Исходя из объемной производительности компрессора (нужно смотреть в документации на компрессор), объема трассы и испарителя, скорости испарения фреона при данной температуре можно высчитать скорость его заполнения. По идее, именно так его емкость и должны подбирать на заводе. Хотя эта важная деталька стоит даже на самых дешевых ОЕМ made in PRС, но беспокоит вопрос – А именно так ли его подбирают и не сэкономили ли китайцы на размере этой важной детали контура? Следует относиться с осторожностью к переизбыткам фреона – береженого как говорится…

Еще один момент из термодинамики поведения фреона. При трассе 5 метров, и заправке по шильдику, в случае низкой температуре в помещении (серверная, любое изолированное помещение с минимальными теплопритоками), фреон в жидкой фазе может быть в том же месте трассы, что и при перезаправке при короткой трассе! И ничего с этим не поделаешь, т.к. температура снаружи и внутри может меняться в широких пределах.

Боитесь обмерзания испарителя из-за короткой трассы? А ведь обмерзание обмерзанию – рознь! Вопрос, при каких температурах среды и давлениях в контуре оно происходит?
Газовая труба может обмерзнуть при перезаправке около 50% от заводского веса. Но и давление при этом будет выше рабочего.
А может обмерзнуть и при норме фреона, но лишь из-за того, что температура в помещении и на улице будут низкие, либо сопротивление трубопровода большое (залом трубки), либо фильтры и фан-вентилятор грязные, либо плата “подглючивает” и фан-вентилятор не дает нужный объемный расход и т.п.
Все это к тому, что лишние 60..70 гр не вызовут обмерзание внутреннего блока! Так что крутить несколько «бубликов» меди ИМЕННО из-за борьбы с возможным обмерзанием – это сомнительный метод. Разве что скрутить 1 шт “бублик” для гашения вибраций.


На рисунке – 4 шт «бублика».


Вопрос – а не служат ли они местным гидросопротивлением, ухудшающим ток фреона и увеличивая тем самым нагрузку на компрессор?
Одно дело – скрутить «бублики» только на жидкостной трубе, чтоб скорость фреона перед испарителем снизить при работе на ХОЛОД, а если «бублики» свернуты и на газовой? Это ведь фактически маслоподъмные петли! Не будет ли в них застаиваться масло, ухудшая тем самым смазывание компрессора?
Думаю, обязательно будет. Ну, и увеличение гидросопротивления способствует уменьшению массового расхода хладагента, тем самым снижая холодопроизводительность системы. Пусть незначительно, но все это влияет на работу кондиционера, весь вопрос в том – насколько критично.

Выводы

Не подлежит сомнению одна единственная истина, от которой следует отталкиваться – если придерживаться рекомендаций производителя относительно КОЛИЧЕСТВА фреона, необходимого для качественной работы, то не нужно ломать голову над всеми этими вопросами, гадая, произойдет ли что-то от 10..15% перезаправки или нет, надо ли крутить «бублики» или нет. Нужно всего лишь ОТРЕГУЛИРОВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ФРЕОНА!

Короткая трасса – есть шанс передачи вибраций по трубе, имеется факт перезаправки – пусть она небольшая, но есть. А то, насколько критична эта перезаправка, это уже другой вопрос. Понятно, что это уже аномальная ситуация и при холодной погоде шанс не полного испарения фреона увеличивается в разы, особенно на кондиционерах мощнее «12», «18».
Чем короче трасса, тем больше холодопроизводительность испарителя при прочих равных условиях, тем больше шанс обмерзания испарителя при неблагоприятных температурных режимах.

• Если в официальной документации по монтажу настенных сплит-систем нет ограничения по минимальной длине трассы, то это фактически значит, что монтировать внешний и внутренний блоки можно хоть вплотную – например, трубы внутреннего блока соединяете прямо с наружным блоком (встречалось и такое) и это не будут нарушением инструкции производителя, с гарантии за это не снимут. Но для собственного спокойствия лучше меньше 2 м трассу не делать.
• Трасса 2 м – сделать компенсирующий изгиб – это даст нам запас на перевальцовку + это же будет страховкой от вибраций и температурных деформаций. Если трубы больше осталось, а резать нет желания – один «бублик» с максимально плавным изгибом сделать и закрепить позади наружного блока, чтоб эстетику сохранить. Диаметр «бублика» не менее 120..150 мм – чем плавнее и больше диаметр, тем легче качаться фреону.
• Количество фреона в такой системе определяется методом перегрева и должно быть в норме, а не больше. Принцип, как в карточной игре в «21» – СЛАБЫЙ недобор лучше перебора.
• Если сделать один «бублик», масло застаиваться не будет, т.к. мощность компрессора (и скорость фреона как рабочего тела) рассчитана таким образом, чтоб при максимальной длине трассы или максимально допустимом перепаде высот ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЛСЯ возврат масла в компрессор. Если компрессор рассчитан на 5..7 м трассу (сколько там по паспорту), то наличие «бублика» при трассе 2..3 м не составит препятствия и масло продавится 100%. Хотя, кольцо – это элемент гидросопротивления для тока фреона.
• Чтобы не иметь проблем с гарантией от официального сервиса, заглядывайте в руководство по монтажу и смотрите рекомендуемую длину трассы. Если таковых параметров производителем не обозначено, то трассу все равно для собственного спокойствия лучше сделать 3 м – тогда 100% не придерешься по гарантии, и вибрации погасятся, и длина трубы есть, чтоб фреон притормозил и успел испариться до попадания в компрессор. Лишнюю трубу, если лень обрезать кусочек – опять же плавный компенсирующий изгиб позади блока (чтоб не нарушать эстетику монтажа).
• РЕКОМЕНДУЕТСЯ не приближаться к пограничным параметрам длины трассы и перепадов высот – будете спать спокойнее.
• Очень немаловажно – подбор соответствующей холодопроизводительности, чтоб она перекрывала теплопритоки, испаритель должен быть соответствующего размера.

Автор: Николай Горовой
Источник: Форум DS Climat
13 марта 2012

climat.su

Оптимальная длина трассы при монтаже бытового кондиционера

Производитель бытовых кондиционеров поставляет агрегаты, заправленные хладагентом. Объем хладагента рассчитывается на определенную длину трассы, как правило средней считается длинна трассы от 3 — 7 метров. Рассмотрим два варианта длины трассы при монтаже кондиционеров — минимальная и максимальная, и их влияние на работу кондиционера в целом.

1.Если длина трассы больше указанной в паспорте изделия, производитель рекомендует произвести дозаправку агрегата, так как недостаток хладагента в системе ведет к некорректной работе кондиционера и излишней нагрузке на компрессор, что приводит к увеличению энергопотребления, снижению КПД кондиционера и преждевременному выходу из строя самого компрессора. Максимальная длинна трассы имеет ограничения, даже если производится дозаправка, как правило, это указывается в паспорте изделия.
2.Если длина трассы меньше 3 метров (к сожалению производитель не всегда указывает min длину трассы в паспорте изделия), какие проблемы при этом могут возникнуть после монтажа и дальнейшей эксплуатации кондиционера?

Рассмотрим, что происходит с хладагентом во внутреннем блоке кондиционера: на входе во внутренний блок, после капиллярной трубки хладагент имеет жидкое состояние. Перемещаясь по длине испарителя внутреннего блока он начинает постепенно кипеть (переходить в газообразное состояние), при этом выделяется холод, так как температура кипения фреона ниже 0ºС. При этом надо заметить — чем больше давление в системе, тем ниже температура кипения хладагента. На выходе из испарителя внутреннего блока хладагент должен быть 100% в газообразном состоянии, чего не происходит при длине трассы менее 3-х метров. Так как давление в системе увеличивается пропорционально уменьшению длины трассы, то и фреон (хладагент) не успевает полностью вскипеть именно во внутреннем блоке кондиционера и продолжает кипеть и в трубе магистрали, а следовательно может попасть в жидком состоянии в компрессор и привести к гидродинамическому удару — выходу из строя компрессора.

Для короткой трассы, так же присуще такое явление, как «булькание» фреона при работе кондиционера, что вызывает довольно неприятные ощущения.

Из всего изложенного можно сделать следующие выводы:

– Короткая трасса (длиной менее 3 метров) приводит к некорректной работе кондиционера и увеличивает риски выхода из строя компрессора, что является дорогостоящим ремонтом и, как правило, не относится к гарантии производителя!
– Производить правильное техническое обслуживание наружного блока при таком монтаже стоит значительно дороже.
– Производить ремонт наружного блока, даже незначительный, невозможно без его демонтажа, что автоматически приводит к вакуумированию системы с заправкой хладагентом и эти затраты сопоставимы с установкой нового кондиционера.
– «бульканье» фреона, при короткой трассе, оставляет ощущение беспокойства и сомнения в правильности монтажа кондиционера и его бесперебойной работы в течение длительного времени.

Извечный вопрос — трасса длинной менее 3-х метров — ЭКОНОМИЯ или ПОТЕРИ!

Каждый принимает собственное решение, но прежде чем принять его, прочтите все еще раз!


nasha-era.ru

Часто задаваемые вопросы

Куда подводится питание (к наружному или внутреннему блоку) у кондиционеров Mitsubishi Heavy Industries?

  • у всех серий бытовых одиночных сплит-систем, кроме серий НЕ и ZE питание подводится к внутреннему блоку. У серий НЕ и ZE – к наружному. 
  • у мультисплит-систем всех серий питание подводится к наружному блоку. 
  • у полупромышленных кондиционеров всех серий питание подводится к наружному блоку.  

Сколько жил и какое сечение имеет межблочный кабель для кондиционеров Mitsubishi Heavy Industries?

Все очень просто. Для бытовых кондиционеров:

  • для всех серий, кроме HJ (включая мультисплит-системы) – кабель четырехжильный, сечением 1.5 кв.мм (одна – сигнальная, две – питание, одна – “земля”). 
  • для серии HJ – пятижильный, сечением 1.5 кв.мм.

Для полупромышленных кондиционеров:

  • серии на R22 – кабель пятижильный для моделей “тепло-холод” (одна жила – “земля”), четырехжильный для моделей “только холод”. Сечение – в зависимости от потребляемой мощности от 1.5 кв.мм до 5.5. кв.мм. 
  • серии на R410A – кабель четырехжильный (одна жила – “земля”), сечение в зависимости от потребляемой мощности от 1.5 кв.мм до 5.5. кв.мм. 

Каковы диаметры трубопроводов хладагента у кондиционеров бытовой серии Mitsubishi Heavy Industries?

  • для всех моделей 7000 и 9000 БТЕ/ч (2 и 2.5 кВт) – 1/4″ и 3/8″ (жидкостная и газовая магистраль соответственно)
  • для моделей 12000 БТЕ/ч (3.8 кВт) – 1/4″ и 1/2″.
  • для моделей более 12000 БТЕ/ч – 1/4″ и 5/8″.

Какова максимальная длина трассы у кондиционеров Mitsubishi Heavy Industries?

Бытовая серия:

  • для всех кондиционеров бытовой серии, кроме серии ZE, максимально допустимая длина трассы составляет 15 м. Для серии ZE – 25 м.

Полупромышленная серия:

  • для моделей до 7 кВт – 30 м, для моделей 7-14 кВт – 50 м, для моделей 20-25 кВт – 70 м.

Нужно ли дозаправлять кондиционер, если длина трассы велика?

Обязательно. Заводская заправка всех кондиционеров Mitsubishi Heavy Industries рассчитана на 5 м трассы. Если длина трассы превышает 5 м, необходима дозаправка. Заправка производится строго по весам, по давлению дозаправлять не разрешается. Количество дозаправляемого хладагента можно узнать из сервис-мануала на конкретную модель кондиционера (есть на этом сайте).

Чем грозит превышение максимально допустимой длины трассы?

Это грозит снижением скорости движения хладагента ниже определенного допустимого предела из-за увеличения гидравлического сопротивления труб, что приводит к неполному возврату масла в картер компрессора и, следовательно, его заклиниванию с течением времени. 

Нужно ли делать маслоподъемные петли, если разница в высоте между наружным и внутренним блоков велика, но не выходит за допустимые пределы?

Нет.

Что такое “зимний комплект”? На какие модели кондиционеров его можно устанавливать? Что дает установка “зимнего комплекта”?

Так называемый “зимний комплект” – это набор из регулятора скорости вращения вентилятора наружного блока (для регулирования давления конденсации) и нагревателя картера компрессора. “Зимний комплект” дает возможность работы кондиционера на охлаждение при низких температурах наружного воздуха (до -300С). Он может устанавливаться только на неинверторные модели кондиционеров. У Mitsubishi Heavy это бытовые кондиционеры БЕЗ буквы Z и полупромышленные без буквы V в названии модели.

Что можно сделать, чтобы инверторный кондиционер Mitsubishi Heavy работал на охлаждение при низких температурах наружного воздуха?

Производитель гарантирует работу этих моделей при температуре наружного воздуха не ниже -150С. Для работы при более низких температурах эти модели не адаптируются.

Получить коммерческое предложение

www.mitsubishi-climate.ru

Минимальная длина межблочной магистрали кондиционера

Уже при первом запуске кондиционера сработала защита компрессора. По тому факту, что сильно обмораживалась газовая трубка, мы поняли, что в компрессор попадает жидкий хладагент. Не стандартная ситуация загнала нас в ступор так, что мы не нашли сразу простого решения этой проблемы. Мы заправили кондиционер заново, убедившись тем самым, что масса хладагента соответствует требованию производителя. Но ситуация в точности повторилась. После этого мы уменьшили массу хладагента на 20%, после чего перестала срабатывать защита, но обморозка газовой трубки осталась.

Общение с сервисным центром решение проблемы не выявило. Вот, что нам посоветовали:

Для увеличения давления кипения хладагента необходимо установить в наружный блок регулятор давления конденсации с установкой 28 бар и увеличить расход воздуха через испаритель внутреннего блока (почистить фильтр).

С расходом воздуха через испаритель было все нормально, а вот необходимость увеличивать давление конденсации насторожила. Любой кондиционер имеет заявленные производителем условия эксплуатации. И странно, если для соответствия сплит-системы заявленным условиям эксплуатации необходимо устанавливать дополнительное оборудование. Теория тепловой машины хорошо описана еще советскими учеными, и, я думаю, производители современных кондиционеров хорошо осведомлены в этой сфере.

Информация по минимальной длине межблочной магистрали кондиционера не лежала на поверхности. Ее не было в инструкциях по установке и в инструкциях пользователя. Она нашлась случайно. Многие производители кондиционеров обновили в то время свой модельный ряд, и мы запрашивали обновленную сервисную информацию. В сводных таблицах и фигурировала колонка с ограничением минимальной длины межблочной магистрали. После того, как мы увеличили длину магистрали у нашей сплит-системы, проблемы с низким давлением кипения хладагента кончились.

В случае с бытовыми кондиционерами нарушение требования по минимальной длине межблочной магистрали не сказывается на его работе, потому что мы включаем кондиционер, когда на улице очень жарко. Высокая температура увеличивает давление конденсации хладагента. Но бывают случаи, когда требуется охлаждение даже при низких уличных температурах. Это касается помещений с большими теплопоступлениями от оборудования. Например, торговые залы с большим количеством холодильников или серверные помещения. В этих случаях нужно обязательно соблюдать требования производителя по минимальной длине межблочной магистрали сплит-системы.

www.proinzhenerku.ru

Какой должна быть длина холодильной магистрали?-Daikinmontag.ru

Каждый, кто собирается установить у себя дома кондиционер, обязательно задумывается над тем, куда разместить внешний и внутренний блоки.

Выбор места должен быть обусловлен еще и возможностью правильной прокладки фреоновой магистрали.

Оптимальной длиной для установки обычной бытовой сплит-системы считается магистраль в 5-6 метров.

Как правило, производитель закладывает в стандартную комплектацию кондиционера именно эту длину.

Ее увеличение не только ведет к повышению стоимости установки, но и влияет на работу компрессора. Чем больше расстояние между блоками, тем больше нагрузка на сам компрессор, и тем меньше мощность системы.

Максимальная длина трассы для бытовых кондиционеров должна составлять не более 15-20 метров. Если требуется укладка трассы большей длины, то используются полупромышленные модели, рассчитанные на подобные случаи.

Короткое расстояние – также не хорошо. Соединительные трубы – это важные элементы холодильного контура, и их изменение приведет к изменению в работе системы.

Вот почему, если расстояние между блоками в конкретном случае составляет пусть даже 1 метр, магистраль прокладывается на 5 метров, а излишки сворачиваются кольцом и укладываются за внешним блоком.

Чем дороже и качественней сам кондиционер, там лучше он переносит изменения в длине магистрали, так как в подобных моделях предусмотрены специальные системы управления и контроля.Для установки также важно и расстояние между блоками по высоте. Перепад высот не должен составлять более 7-10 метров.

www.daikinmontag.ru

Высота кондиционера

Существует множество параметров, по которым выбирают сплит систему, но высота кондиционера никогда не входила в число определяющих критериев. Единственный тип сплит-систем, для которых высота играет некоторую роль, являются кондиционеры колонного типа, но они предусмотрены для установки в больших помещениях с минимальными требованиями комфорта и к их дизайну. Кстати, высота внутренних блоков (колонн) этих сплит-систем колеблется в пределах 1,5-2,0 метра.

Какое-то значение может иметь высота (габариты) мобильных и оконных моноблочных кондиционеров с точки зрения интерьера и сохранения площади оконного проема. Но есть обстоятельства, где термин «высота» имеет большое значение.

Высота установки наружного блока сплит-системы

В числе технических характеристик каждой сплит-систему указывается максимальная высота подъема хладагента и длина трассы для прокачки фреона, которую позволяет мощность компрессора.

Поэтому при монтаже кондиционера необходимо обязательно учитывать это обстоятельство и рассчитывать высоту кондиционера, точнее перепад высот между наружным блоком сплит-системы и высшей точки установки внутреннего блока.

Для разных моделей кондиционеров эти показатели сильно отличаются. Высота подъема хладагента компрессором может составлять от 5-ти до 20-ти и более метров, но ориентироваться на максимальные значения не стоит, поскольку работа компрессора на предельных режимах приводит к значительному снижению КПД и сокращению срока службы агрегата.

Длина трассы прокачки фреона не может быть меньшей 3-х метров даже в тех случаях, когда расстояние между блоками сплит-системы меньше этого значения. Тогда излишек медной трубки сворачивается в кольцо и помещается возле блоков сплит системы.

Заводская заправка кондиционера рассчитана на длину трассы 5-7 метров, ее максимальная длина обычно начинается с 15-ти метров и заканчивается на отметке 25-30 метров. Каждый лишний метр трассы требует дозаправки примерно 15 грамм фреона, но о предельных значениях длины контура можно сказать то же самое, что о высоте подъема.

Поэтому перепад высот между блоками кондиционера в перечисленных смыслах должен ориентироваться на «золотую середину», если вы хотите пользоваться сплит-системой максимально долгое время.

Высота установки внутреннего блока сплит-системы

Этот вопрос актуален только для настенных сплит-систем и решается с учетом особенностей помещений, где устанавливаются внутренние блоки. Кассетные, канальные и угловые сплит системы монтируются по высоте потолков, поэтому для них поставленный вопрос не актуален.

Внутренние блоки настенных сплит-систем монтируются на высоте 2,1-2,7 метра в зависимости от высоты потолков, при этом расстояние от верхней кромки блока до потолка должно быть не менее 30 см. Это необходимо для обеспечения нормального воздушного потока.

Кроме этого при выборе высоты кондиционера (установки блока) учитывается расположение предметов и деталей интерьера, чтобы они не перекрывали направление движения воздуха, а также с целью избегания направления холодного воздуха на места, где постоянно находятся люди.

wikikond.ru